Прокопьева Любовь Александровна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»,
г.Краснокаменск, Забайкальский край
Е-mail: lyuba.prokopeva.1993@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ
Аннотация: В статье представлены методы и приемы формирования культуроведческой компетенции у школьников посредством прецедентных текстов, в том числе пословиц, поговорок.
Культурно-исторические знания в преподавании русского языка становятся важным средством развития языковой личности, а также национального самосознания.
Одной из форм хранения информации, знаний об истории и культуре, накопленной веками русским народом, является язык. Он способствует не только выстраиванию коммуникации между людьми, но и дает возможность передавать накопленные культурно-исторические знания и ценности, что позволяет разным поколениям понимать друг друга.
Под термином «прецедентный текст» понимают текст:
1) значимый для личности в познавательном и эмоциональном отношениях;
2) имеющий сверхличностный характер, т.е. хорошо известный и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников;
3) текст, «обращение к которому возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определенной социально-культурной группе, своей нации, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры, поэтому особенностью прецедентных текстов является способность передавать культурно-историческую информацию.
Прецедентным текстам стоит уделять особое внимание, поскольку они являются в современном мире важным средством обучения. А именно посредством прецедентных текстов происходит приобщение учащихся к мировой культуре и культуре своего народа, с их помощью дети изучают родной язык. Становясь учебным материалом, прецедентные тексты осознаются как необходимый признак образованного, культурного человека
Они составляют костяк фоновых знаний человека. А опознать тот или иной прецедентный текст бывает очень нелегко, этому умению нужно специально учиться, и его основы закладываются в школе, в частности, учителем русского языка, поэтому обращение к проблеме развития изучения прецедентных текстов в школьном процессе представляется важным.
Работа с прецедентными текстами на уроках родного языка:
Лингвокультурологические рефлексивные познавательные задачи (Н.В.Васильева);
Вопросы к упражнениям, которые были бы направлены на раскрытие смысла прецедентных текстов;
Сочинения по пословицам
Остановимся подробнее на лингвокультурологических рефлексивных познавательных задачах. Особенность лингвокультурологической рефлексивной познавательной задачи заключается в том, что она способствует формированию у школьников:
Знаний лингвокультурологической теории
Умений опознавать и анализировать национально-культурную специфику языковых единиц, употреблять эти единицы с учетом их национально-культурной специфики, анализировать концепты русской национальной картины мира, выявлять национально-культурную специфику текстов, в том числе прецедентных.
Представим некоторые лингвокультурологические рефлексивные познавательные задачи, которые разработаны нами для обучающихся 7-го класса в рамках изучения родного (русского) языка.
1. Какие пословицы связаны с обычаями русского народа?
Готовь сани летом, а телегу зимой
Не всё коту масленица (бывает и великий пост)
Не красна изба углами, а красна пирогами
Берись дружно — не будет грузно.
В тесноте, да не в обиде.
2. Какие пословицы отражают черты русского характера? Перечислите эти черты. Почему вы так считаете?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто рано встает, тому бог подает.
Глаза боятся, а руки делают.
Берись дружно — не будет грузно.
В тесноте, да не в обиде.
Изба детьми весела.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать
Голь на выдумки хитра.
Щи да каша – пища наша
Не до жиру, быть бы живу
3.Какие пословицы отражают черты характера русского народа? Назовите эти черты?
4. Соотнесите графы таблицы
Система коммуникативно-речевых задач
Отметим, что средством формирования культуроведческой компетенции у школьников могут выступать прецедентные тексты, которые должны быть выстроены в определенную систему. Для этого рассмотрим, что стержнями такой системы будут являться:
Типы умений по характеру мыслительной деятельности;
Типы прецедентных текстов.
Типы умений по характеру мыслительной деятельности
Опознавательные
Классификационные
Аналитические
Синтетические
Творческие
Типы прецедентных текстов
Прецедентный текст
Прецедентное имя
Прецедентное высказывание
Прецедентная ситуация
Тип прецедентных текстов: прецедентное имя.
I.Опознавательные умения
Задание 1. Найдите среди прецедентных текстов прецедентные имена.
а) «В тесноте да не в обиде»;
б) «Конёк Горбунок»;
в) «Изба детьми весела»;
г) «Кот в сапогах»;
д) «Лучше меньше, да лучше».
2. Среди других имен найдите те прецедентные имена, которые характерны для русской культуры.
Иван да Марья, Анатолий и Оксана, Руслан и Людмила, Джордж и Мэри, Мороз Красный Нос, Пиноккио, Буратино, Конек-Горбунок, Василиса Премудрая.
II.Классификационные умения
Задание 1. Распределите прецедентные имена по группам, почему вы так решили?
Принцесса на горошине, дядя Федор, Снежная королева, Мальчик-с Пальчик, Стойкий Оловянный солдатик, Красавица и чудовище, Гадкий утенок, Дюймовочка, Матроскин, Печкин, Чебурашка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Спящая красавица. (группы по авторам Э.Н.Успенсикий ,Ш.Перро, Г.Х.Андерсен,)
III. Аналитические умения
Задание 2. Прочитайте текст, докажите, что употребленные в нём имена являются прецедентными. Определите их функции.
Какие людиВот где силища! Вот где мощь нации!!! С нами Дмитрий Донской, с нами Сергий Радонежский! С нами Стенька Разин! Пушкин и Лермонтов!
IV.Синтетические умения
Задание 2. Найдите ошибки в использовании прецедентных имён и исправьте их.
а) Прочитайте сказку «Руслан и Полина».
б) Елена Закрасная была очень мудрой .
в) Иван да Дарья - это брат и сестра.
V.Творческие умения
Задание 2. Составьте текст со следующими прецедентными именами: Кощей, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-Дурак.
Тип прецедентных текстов: прецедентное высказывание.
I.Опознавательные умения
7. Найдите прецедентные тексты среди других, в которых сказано о традициях и обычаях русского народа.
а) У нас на Руси прежде гостю поднеси
б)Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись
в)Не клади руки между корой и деревом
г) Батюшка Наум, наведи на ум
д)Есть повод, нет повода — свинья все равно хрюкает
II.Классификационные умения
Задание 1. Определите, на каком основании сгруппированы следующие прецедентные высказывания?
а)Поступай всегда по совести; Кто рано встает, тому бог подает; Глаза боятся, а руки делают;Берись дружно — не будет грузно.
б) На золотом крыльце сидели:Царь, царевич, король, королевич; Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар;Эники-беники ели вареники.
в) Рыльце у тебя в пуху; У сильного всегда бессильный виноват; Слона-то я и не приметил; Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.
III.Аналитические умения
Задание 1. Объясните, почему следующие высказывания являются прецедентными?
а) Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать;
б)Не плюй в колодец – пригодится воды напиться;
в) Как белка в колесе.
IV.Синтетические умения
Задание 1. Преобразуйте следующие прецедентные высказывания в исходный вид.
а)Осла-то я и не приметил;
б) В тесноте, да и ладно;
в) За двумя зайцами погонишься – всех и поймаешь;
г) Собак бояться - на улицу не ходить;
V.Творческие умения
Задание 4. Опишите ситуации, в которых уместно использовать данные прецедентные тексты
а)За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
б)Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
в)Рыльце у тебя в пуху.
Значимость изучения прецедентных текстов в процессе школьного образования обусловлена тем, что прецедентный текст в жизни школьников играет особую роль, поскольку он призван заполнять культурную сферу личности, приобщать учащихся к ценностям своей культуры. Кроме того, в настоящее время знание прецедентного текста является показателем образованного и культурного человека, а незнание, напротив, является предпосылкой отторженности индивида от культуры своего народа, признаком невысокой культуры речи.
Список литературы
https://pdf.11klasov.net/688-russkiy-yazyk-7-klass-v-3-h-chastyah-lvova-si-lvov-vv.html
https://philology.snauka.ru/2014/02/687
http://www.philology.ru/linguistics2/nakhimova-07a.htm