СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у школьников культуроведческой компетенции посредством прецедентных текстов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у школьников культуроведческой компетенции посредством прецедентных текстов»

Прокопьева Любовь Александровна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»,

г.Краснокаменск, Забайкальский край

Е-mail: lyuba.prokopeva.1993@mail.ru



ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация: В статье представлены методы и приемы формирования культуроведческой компетенции у школьников посредством прецедентных текстов, в том числе пословиц, поговорок.

Культурно-исторические знания в преподавании русского языка становятся важным средством развития языковой личности, а также национального самосознания.

Одной из форм хранения информации, знаний об истории и культуре, накопленной веками русским народом, является язык. Он способствует не только выстраиванию коммуникации между людьми, но и дает возможность передавать накопленные культурно-исторические знания и ценности, что позволяет разным поколениям понимать друг друга.

Под термином «прецедентный текст» понимают текст:

1) значимый для личности в познавательном и эмоциональном отношениях;

2) имеющий сверхличностный характер, т.е. хорошо известный и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников;

3) текст, «обращение к которому возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».

Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определенной социально-культурной группе, своей нации, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры, поэтому особенностью прецедентных текстов является способность передавать культурно-историческую информацию.

Прецедентным текстам стоит уделять особое внимание, поскольку они являются в современном мире важным средством обучения. А именно посредством прецедентных текстов происходит приобщение учащихся к мировой культуре и культуре своего народа, с их помощью дети изучают родной язык. Становясь учебным материалом, прецедентные тексты осознаются как необходимый признак образованного, культурного человека

Они составляют костяк фоновых знаний человека. А опознать тот или иной прецедентный текст бывает очень нелегко, этому умению нужно специально учиться, и его основы закладываются в школе, в частности, учителем русского языка, поэтому обращение к проблеме развития изучения прецедентных текстов в школьном процессе представляется важным.

Работа с прецедентными текстами на уроках родного языка:

  • Лингвокультурологические рефлексивные познавательные задачи (Н.В.Васильева);

  • Вопросы к упражнениям, которые были бы направлены на раскрытие смысла прецедентных текстов;

  • Сочинения по пословицам

Остановимся подробнее на лингвокультурологических рефлексивных познавательных задачах. Особенность лингвокультурологической рефлексивной познавательной задачи заключается в том, что она способствует формированию у школьников:

  • Знаний лингвокультурологической теории

  • Умений опознавать и анализировать национально-культурную специфику языковых единиц, употреблять эти единицы с учетом их национально-культурной специфики, анализировать концепты русской национальной картины мира, выявлять национально-культурную специфику текстов, в том числе прецедентных.

Представим некоторые лингвокультурологические рефлексивные познавательные задачи, которые разработаны нами для обучающихся 7-го класса в рамках изучения родного (русского) языка.

1. Какие пословицы связаны с обычаями русского народа?

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не всё коту масленица (бывает и великий пост)

Не красна изба углами, а красна пирогами

Берись дружно — не будет грузно.

В тесноте, да не в обиде.

2. Какие пословицы отражают черты русского характера? Перечислите эти черты. Почему вы так считаете?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто рано встает, тому бог подает.

Глаза боятся, а руки делают.

Берись дружно — не будет грузно.

В тесноте, да не в обиде.

Изба детьми весела. 

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Голь на выдумки хитра.

Щи да каша – пища наша

Не до жиру, быть бы живу

3.Какие пословицы отражают черты характера русского народа? Назовите эти черты?

4. Соотнесите графы таблицы



Система коммуникативно-речевых задач

Отметим, что средством формирования культуроведческой компетенции у школьников могут выступать прецедентные тексты, которые должны быть выстроены в определенную систему. Для этого рассмотрим, что стержнями такой системы будут являться:

Типы умений по характеру мыслительной деятельности;

Типы прецедентных текстов.

Типы умений по характеру мыслительной деятельности

Опознавательные

Классификационные

Аналитические

Синтетические

Творческие

Типы прецедентных текстов

Прецедентный текст

Прецедентное имя

Прецедентное высказывание

Прецедентная ситуация

Тип прецедентных текстов: прецедентное имя.
I.Опознавательные умения

Задание 1. Найдите среди прецедентных текстов прецедентные имена.

а) «В тесноте да не в обиде»;

б) «Конёк Горбунок»;

в) «Изба детьми весела»;

г) «Кот в сапогах»;

д) «Лучше меньше, да лучше».

2. Среди других имен найдите те прецедентные имена, которые характерны для русской культуры.

Иван да Марья, Анатолий и Оксана, Руслан и Людмила, Джордж и Мэри, Мороз Красный Нос, Пиноккио, Буратино, Конек-Горбунок, Василиса Премудрая.

II.Классификационные умения

Задание 1. Распределите прецедентные имена по группам, почему вы так решили?

Принцесса на горошине, дядя Федор, Снежная королева, Мальчик-с Пальчик, Стойкий Оловянный солдатик, Красавица и чудовище, Гадкий утенок, Дюймовочка, Матроскин, Печкин, Чебурашка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Спящая красавица. (группы по авторам Э.Н.Успенсикий ,Ш.Перро, Г.Х.Андерсен,)

III. Аналитические умения

Задание 2. Прочитайте текст, докажите, что употребленные в нём имена являются прецедентными. Определите их функции.


Какие людиВот где силища! Вот где мощь нации!!! С нами Дмитрий Донской, с нами Сергий Радонежский! С нами Стенька Разин! Пушкин и Лермонтов!

IV.Синтетические умения

Задание 2. Найдите ошибки в использовании прецедентных имён и исправьте их.

а) Прочитайте сказку «Руслан и Полина».

б) Елена Закрасная была очень мудрой .

в) Иван да Дарья - это брат и сестра.

V.Творческие умения

Задание 2. Составьте текст со следующими прецедентными именами: Кощей, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-Дурак.

Тип прецедентных текстов: прецедентное высказывание.
I.Опознавательные умения

7. Найдите прецедентные тексты среди других, в которых сказано о традициях и обычаях русского народа.

а) У нас на Руси прежде гостю поднеси

б)Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись

в)Не клади руки между корой и деревом

г) Батюшка Наум, наведи на ум

д)Есть повод, нет повода — свинья все равно хрюкает

II.Классификационные умения

Задание 1. Определите, на каком основании сгруппированы следующие прецедентные высказывания?

а)Поступай всегда по совести; Кто рано встает, тому бог подает; Глаза боятся, а руки делают;Берись дружно — не будет грузно.

б) На золотом крыльце сидели:Царь, царевич, король, королевич; Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар;Эники-беники ели вареники.

в) Рыльце у тебя в пуху; У сильного всегда бессильный виноват; Слона-то я и не приметил; Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.

III.Аналитические умения

Задание 1. Объясните, почему следующие высказывания являются прецедентными?

а) Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать;

б)Не плюй в колодец – пригодится воды напиться;

в) Как белка в колесе.

IV.Синтетические умения

Задание 1. Преобразуйте следующие прецедентные высказывания в исходный вид.

а)Осла-то я и не приметил;

б) В тесноте, да и ладно;

в) За двумя зайцами погонишься – всех и поймаешь;

г) Собак бояться - на улицу не ходить;

V.Творческие умения

Задание 4. Опишите ситуации, в которых уместно использовать данные прецедентные тексты

а)За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

б)Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

в)Рыльце у тебя в пуху.

Значимость изучения прецедентных текстов в процессе школьного образования обусловлена тем, что прецедентный текст в жизни школьников играет особую роль, поскольку он призван заполнять культурную сферу личности, приобщать учащихся к ценностям своей культуры. Кроме того, в настоящее время знание прецедентного текста является показателем образованного и культурного человека, а незнание, напротив, является предпосылкой отторженности индивида от культуры своего народа, признаком невысокой культуры речи.



Список литературы

  1. https://pdf.11klasov.net/688-russkiy-yazyk-7-klass-v-3-h-chastyah-lvova-si-lvov-vv.html

  2. https://philology.snauka.ru/2014/02/687

  3. http://www.philology.ru/linguistics2/nakhimova-07a.htm