СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий посредством технологии метода проектов на уроках английского языка в начальнойшколе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказала о методах проектов и как работать с ними в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий посредством технологии метода проектов на уроках английского языка в начальнойшколе.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Формирование универсальных учебных действий посредством технологии метода проектов на уроках английского языка в начальной школе».

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию систематизацию опыта моей педагогической деятельности по заявленной теме.

Современный мир очень динамичен. Уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Поэтому приоритетным направлением, обозначенным в федеральном образовательном государственном стандарте, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. (слайд 2)

Термин "универсальные учебные действия", в широком понимании, означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. (слайд 3)

Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:

1) личностные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установления учащимися связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

2) регулятивные учебные действия обеспечивают организацию школьниками своей познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения; 3) познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач;

4) коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. (слайд 4)


Развитие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. (слайд 5)
Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег (слайд 6)
Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени, самостоятельной познавательной деятельности учащегося. ( слайд 7)

Одной из таких технологий, которую я использую на своих уроках английского языка, является метод проектов. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. (слайд 8)

Я считаю, что проектная деятельность предусматривает решение целого ряда проблем и позволяет показать практическое применение полученных знаний. Уже в начальной школе дети с удовольствием вовлекаются в   разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам предлагаются проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и желание работать над другими проектами.

Каждый проект – вполне реальное дело для учащегося: он ставит цель, составляет план своей работы, наполняет проект содержанием и представляет результат своей работы, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий. (слайд 9)

Выделим сущность метода проектов:

1.Наличие значимой, в исследовательском, творческом плане, проблемы или проблемной ситуации, требующей исследовательского поиска для ее решения.

2. Поиск способов решения.

3. Исследовательская, поисковая практическая деятельность.

4. Оформление результатов.

5. Защита проекта.

6. Подведение итогов, корректировка, выводы. ( Слайд 10)

Для решения проблемной ситуации учащимся необходимо определить область исследования, поставить цели и задачи, найти необходимые для исследования источники информации, определить способы и средства решения поставленных задач, организовать работу над проектом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Необходимость использования метода проектов обусловлена тем, что в процессе работы над проектом учащиеся:

  • учатся самостоятельному, критическому мышлению;

  • учатся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • учатся принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли. (слайд 11)

Результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемым", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). (слайд 12)

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" позволил мне апробировать и систематизировать применение мини-проектов, организуемых на заключительных уроках. Мини-проекты, как правило, создаются на уроке с доработкой дома, презентация и защита проектов проходит на последующем уроке. Для достижения цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и учителем: мы изучаем необходимые лексические и грамматические единицы, занимаемся поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов, делаем выводы и самооценку. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда в формате А3, презентации в Power Point, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.






Критерии оценки

Самооценка

Оценка учителя

1

Оформление проекта(5 баллов)

  1. Формат (формат работы произвольный)

  2. Название

  3. Автор

  4. Наличие рисунка (картинки, фото)

  5. Аккуратность



2

Содержание проекта (4 балла):

  1. Соответствие теме проекта

  2. Наличие оригинальных находок

  3. Полнота

  4. Логичное изложение материала



3

Критерии оценки представления проекта (3 балла):

  1. Фонетическая правильность речи

  2. Грамматическая правильность речи

  3. Лексическая правильность речи

Итого:

10-12 баллов – “5”
7-9 баллов – “4”
4-6 баллов – “3”

Итоговая отметка:



( слайд 13)

Используя в своей работе проектную методику,  прихожу к выводу об её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу учащихся. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность всем обучающимся реализовать себя. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. Практика показывает, что в результате такой работы постепенно возрастает  интерес к  предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку.

Проектная методика  основывается  на личностно - деятельностном  подходе,  который  означает  переориентацию  всего учебного процесса  на постановку и решение самими школьниками  познавательно - коммуникативных  и  исследовательских  задач.  

Используя метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, я также формирую универсальные учебные действия. Практика показывает, что в результате такой работы ученики быстрее рассаживаются в группы, научились договариваться и согласовывать свои действия, определять цель и задачи урока. Постепенно возрастает  интерес к  предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Я считаю, что применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

  • принятия самостоятельных решений;

  • умение ставить задачи и задавать вопросы;

  • поиск нестандартных, оригинальных решений;

  • способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

  • раскрытие индивидуального потенциала (слайд 14)

Проблема формирования универсальных учебных действий для меня ещё не изучена полностью. В целях дальнейшего самообразования, я постараюсь продолжить работу над изучением новых методов и технологий по формированию УУД.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  2. Зинченко, А. П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. Тольятти, 2000. 184 с.

  3. Лобок А. М. «Школа нового поколения» e-mail: [email protected]

  4. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112 с.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.

  6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006. (слайд 15)