СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск











Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР




ДОКЛАД












Автор: учитель-дефектолог

Фролова Любовь Валерьевна
















Саяногорск, 2019

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять, чувствовать его длительность, менять темп и длительность своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повсе­дневной жизни.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений и событий.

Временные отношения – порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.

Особенностями времени являются:

  1. текучесть;

  2. его необратимость;

  3. отсутствие наглядных форм [1.c 24]

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Проблеме изучения восприятия времени дошкольниками посвящено довольно ограниченное число работ. Ограниченность подобных работ имеет свои объективные причины, важнейшими из которых являются трудности методического плана. Отсюда возникает необходимость в использовании системы дидактических игр, которые позволили бы развить у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Необходимо формировать восприятие времени у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

На восприятие времени существенно влияют различные факто­ры: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние чело­века, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая про­шлое, мы оцениваем его по-разному: если оно было богато по содер­жанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.

Отношение к текущему (настоящему) времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.

Будущее время переживается так: ожидание желаемого события удлиняет время, а нежелаемого — его сокращает. Дети, например, с нетерпением ждут и не могут дождаться утренника, праздника, дня рождения или другого привлекательного события. [6. с.120]

Трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. [2.c 24]

Ребенок считает, что время подчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, изменять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно, прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определенной последова­тельности и очередности в прошлом времени.

Живя во времени, реагируя на него, ребенок вначале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обоз­начения. Постепенно из общей картины мира дети начинают выде­лять различные параметры времени. Происходит это уже в раннем детстве. У ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее — и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответ­ствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времен. В дошкольном возрасте роль настоящего уменьшается, ре­альное значение приобретает прошедшее и будущее, но по отноше­нию к близким, конкретным явлениям.

Временные категории некоторые дети долго путают: «рано» и «позд­но», «теперь — сейчас — потом», «сутки» и «день», целые сутки и их части, «вчера» и «завтра», «год» и «сезон», «год» и «месяц», «секунда» и «минута», «минута» и «час». Нет у многих из них четкого различения рассвета и сумерек как переходных периодов от ночной тьмы к дневному свету и наоборот. «Полдень» и «полночь» они понимают в бук­вальном смысле, заключенном в составе слов, а не как моменты рав­ного деления дня и ночи. Трудно им определить, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, не могут сказать число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить отно­сящиеся к нему месяцы

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Поэтому в дошкольном возрасте целесообразно осуществлять развитие «чув­ства времени» у ребенка в единстве с ознакомлением его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной дли­тельности и последовательности событий, явлений, процессов. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

Задачи:

- сформировать умение полно и расчленено воспринимать временные отношения;

- способствовать развитию у детей чувства времени;

- развивать умение определять и объяснять последовательность временных отрезков: время года, части суток, дни недели, длительность временных отрезков. [3с.116]

В педагогической деятельности очень важно опираться на осо­бенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше на­чинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ре­бенка. Положительный эффект дает парное сопоставление конт­растных, но взаимосвязанных между собой категорий: день — ночь, утро — вечер, секунда — минута, быстро — медленно, осень — вес­на, лето — зима и др.,

Возможность определения времени ребенком связана в значи­тельной мере со знанием чисел. Поэтому количественные и времен­ные представления целесообразно развивать в единстве и взаимо­связи друг с другом.

В процессе работы использую самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т. п.

Во время утренней встречи обращаю внимание ре­бенка на солнце, которое уже взошло и все кругом осветило, на взрослых, которые торопятся на работу, на детей, идущих в детский сад. Вечером дети могут наблюдать другую картину: солнце заходит, на улице становится темно, взрослые возвращаются с работы, а дети — из детского сада. В домах зажигается свет. Таковы характерные при­знаки наступившего вечера.

Беседы провожу на занятиях и в совместной деятельности.

Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают свя­зи между содержанием деятельности и соответствующим времен­ным отрезком, упражняются в его назывании.

В разное время суток дети заняты многими видами деятельности. Они разделяются на постоянные и вариативные. [8. c. 4]

Постоянные виды деятельности осуществляются в строго опре­деленное время (утром дети приходят в детский сад, днем — обеда­ют, музыкальное занятие бывает в среду и т. д.). Вариативные виды деятельности не имеют четкой локализации во времени (игра, разде­вание, прогулка и т. п.).

Короткие беседы способствуют развитию у детей различных вре­менных представлений. В разговор следует вовлечь как можно больше участников, стимулируя их активность вопросами: «Каково твое мнение?», «Что ты об этом думаешь?», «Все согласны с тем, что было сказано?». Необходимо оказывать детям помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоя­тельной постановке вопроса и т. д.

В процессе бесед и дискуссий может возникнуть потребность в наблюдениях, чтении художественных произведений и других сред­ствах и формах работы по развитию представлений о времени у детей.

Дидактическая игра

Рассматривание тематических картинок. Картинки специально подбирала для ознакомления детей со временем. На них изображаются природные явления, действия детей и взрослых, характер­ные для того или иного отрезка времени. С большим интересом дети воспринимают картинки со сказочными персонажами и содержанием, сюжет которых разворачивается в строго определенных временных рамках: утром, днем, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью.

В отличие от реального времени с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать и т. д.

  • Выбор картинки по просьбе педагога: «Покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь)». «Выбери кар­тинки (из нескольких), на которых нарисовано то, что бывает утром (днем, вечером, ночью)». Ребенку предлагается сделать выбор из 6—8 картинок.

  • Раскладывание картинок по порядку: «Что бывает раньше, а что — потом?» (1—2 картинки вначале может выложить педагог, а ребенок — остальные).

В процессе рассматривания картинок целесообразно задавать во­просы:

• Что нарисовано на картинке?

• Когда что бывает? (При затруднении возможен направляющий вопрос: «Это бывает днем или вечером?»)

• Почему ты так думаешь? Как вы узнали, что это — ночь (день, утро, вечер)?

• Что вы делаете днем (утром, вечером, ночью)? Каким одним словом можно назвать утро, день, вечер, ночь?

• Какое сейчас время суток?

• Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Предлагая картинку для рассматривания ребенку, педагог напра­вляет его внимание на основные признаки данного отрезка времени.

Аналогично использую рисунки с изображением сезонов. Обычно это — пейзажи, на которых изображены различные сезон­ные явления природы, детские развлечения в разное время года, труд взрослых, праздники.

Дети, рассматривая картинки, устанавливают, какое время года изобразил художник, выбирают среди нескольких те, которые отно­сятся к данному сезону, объясняют, что на них изображено, находят «соседей» к данной картинке, «дополняют» картинки до года, встав­ляют пропущенную картинку, находят, что «перепутал» художник, когда рисовал времена года, подбирают к картинке-пейзажу пред­метные картинки (что в это время может понадобиться) и т.д.

Еще одно применение картинок — проведение с их помощью разнообразных дидактических игр. При рассматривании картинок педагог может использовать и такие приемы, как:

• намеренная ошибка воспитателя в высказывании об изобра­женном;

• побуждение ребенка к доказательству и мотивации своего ответа;

• сравнение картинок и того, что на них изображено, между собой;

• группировка и классификация картинок по признаку времени.

Тематический набор картинок дает возможность обсудить с детьми и другие темы, связанные со временем: режим дня, необходимость до­рожить временем, развлечения, праздники, день рождения, может служить основой для само­стоятельного составления рассказа детьми, сюжет которого последо­вательно разворачивается в определенное время суток или года.

Словесные дидактические игры и упражнения часто заключаются в следующем:

  • в назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем…?», «Мы пойдем в парк...?», «Мы возвращаемся домой из детского сада…?», «Солнышко светит днем, а луна…?..» и т.д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);

  • в перечислении различных определений («Какая бывает осень?» — «Грустная, золотая, дождливая, холодная и т.д.»); в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень);

  • в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например: «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» (будет), «Скоро-скоро снег растает, в нашей речке лед уйдет» (будет), «Летом на даче мы собирали грибы» (было) и т.д. [7.с.122]

В процессе дидактических игр использую поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созида­тельный труд людей. В этих случаях от педагога требуется тщатель­ный отбор художественных произведений, небольших по объему (4—12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории.

Многие настолько-печатные дидактические игры с природовед­ческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей.

Детям можно предложить показать, что они делали утром (днем, вечером, ночью) или чем они занимаются в разные времена года. Дей­ствия изображаются, но не называются. Задача ведущего — угадывать и называть действия или движения, которые показывают дети.

Игры и упражнения можно проводить с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противо­положное по значению, например: утро — вечер, день — ночь, рано — поздно, всегда — никогда, вчера — завтра, редко — часто, давно — недавно, долго — недолго, раньше — позже, зимой — летом, сейчас — потом, старше — моложе. Могут использоваться и прилагательные: утренний — вечерний, дневной — ночной, зимний — летний.

Можно также совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или любое другое) время» — узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром), «Путеше­ствие в лето (зиму, осень, весну)» и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений использую разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изо­бражения предметов (дом, избушка, поезд с вагонами и т.д.). Эти средства позволяют «материализовать» различные временные кате­гории и производить с ними те или иные манипуляции: «отыски­вать» недостающие дни недели, «вставлять» на место «пропущен­ный» месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произо­шло, и совершать другие игровые действия.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закреп­ления знаний о частях суток и временах года использую неболь­шие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: за­гадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развива­ют способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

Умение дошкольников ориентироваться во времени развивает у них уверенность, самостоятельность. При систематической работе по формированию временных представлений у детей совершенствуется чувство времени, умение регулировать и планировать свою деятельность во времени.

Формирование временных представлений провожу целенаправленно через дидактические игры и упражнения. Разные виды дидактических игр обеспечивают систематическое упражнение детей в ориентировке во времени. В результате произошли позитивные изменения в восприятии времени дошкольниками. Они более уверенно ориентируются в частях суток, знают время года, могут объяснить свой выбор

Таким образом, в условиях детского сада формирование восприятия времени пронизывает всю деятельность ребенка, влияет на формирование полноценной личности ребенка, установление социальных контактов и для подготовки к школе. При этом педагог повышает уровень сформированности временных представлений у детей с помощью дидактических игр, организации системы работы по формированию временных отношений.


Список литературы
  1. Бондаренко, А.К.. Дидактические игры в детском саду – М., Просвещение, 1991.

  2. Венгер, Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет /под ред. Л.А.Венгера.-М., Просвещение, 1988.

  3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М, 1988

  4. Венгер Л.А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии - 1979, - № 2

  5. Веракса Н. Формирование единых временных и пространственных представлений // Дошкольное воспитание – 1976 - №5 – с 46-48

  6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические и семинарские занятия: для студентов СПУ - М.: изд. центр «Академия», 1998.-160с.

  7. Дошкольная педагогика. Часть вторая /под ред. Логиновой - М., 1988г-270 с.