Формирование здорового и безопасного образа жизни в семье
Анна Павловна Мыкол
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №57 города Макеевки», учитель начальных классов
Целостная система работы школы на пути формирования правильного отношения семьи к здоровому образу жизни
«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…»
Н.М. Амосов
Первые навыки формирования здорового и безопасного образа жизни ребенок получает в семье. В начальную школу он приходит часто со сложившимися привычками, которые не всегда можно назвать полезными. Задача школы – оказать правильное влияние на учащегося, а также на членов его семьи. При грамотном подходе классного руководителя и школы к проблеме положительные результаты не заставят себя ждать.
Стратегическая задача школы – воспитание здорового подрастающего поколения. Решение задач здоровьесбережения сегодня – детей, а завтра – всего общества зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов на занятиях физического развития и воспитания учащихся, а также влияния на ребенка через семью. Явными факторами ухудшения здоровья детей в условиях современного образования являются следующие педагогические аспекты:
состояние здоровья на момент поступления в школу и при выпуске;
организация учебно-воспитательного процесса без учета физических
особенностей и возрастных показателей младших школьников;
повышенный уровень информационной нагрузки;
недостаточная осведомленность родителей о здоровьесберегающем пространстве и нежелание сотрудничать с образовательным учреждением.
Последние десятилетия отношение детей и взрослых к здоровому образу жизни вызывает тревогу у педагогических работников. Если в школе учителя применяют технологии и нацеливают на правильное поведение, то, приходя домой, ребенок предоставлен сам себе. Это не предположения, а реальные данные анкетирования, проведенные на родительских собраниях.
Анкеты по здоровому образу жизни включали такие вопросы:
В котором часу ребенок ложится спать?
Делает ли ваш ребенок зарядку?
Чем любит заниматься ребенок в свободное время?
Сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора и компьютер ежедневно?
Полученные результаты огорчают и принуждают учителей разрабатывать дополнительные методы и приемы воздействия уже на семью, которая должна быть эталоном, а по факту поддерживает пассивность и лень. Дети поздно ложатся спать, соответственно тяжело просыпаются, не делают зарядку и практически все свободное время проводят в компьютерных играх. Достижением большинство родителей считают – просмотр телевизионных передач и фильмов совместно с детьми. Но ведь и такое времяпровождение не является полезным.
Сами родители не всегда могут ответить, что считается полезным и безопасным для их ребенка. За положительный пример и говорить не приходится. Все без исключения родители соглашаются с изречением о том, что здоровый ребенок учится лучше, но рассказать, как развивается здоровый образ жизни в конкретных семьях, они не смогли.
Наша школа разработала следующие направления в работе по ЗОЖ:
стимуляция интереса и приобщение родителей к ЗОЖ, изменения их сознания;
посещение учащихся на дому, консультации психолога, общение по телефону;
организация лекций с приглашением медицинских работников, специалистов в области здоровья;
практическая отработка полученных знаний;
проведение мониторинга детского здоровья совместно со школьной медицинской сестрой и учителями физической культуры;
организация общешкольных и участие в городских мероприятиях с представителями родительской общественности.
Необязательно классный руководитель должен быть инициатором действий в отношении ЗОЖ. Наверняка среди родителей найдутся те, кто захочет поделиться опытом, а также представители разных профессий, связанных с влиянием на здоровье человека.
Часто родители не могут быть примером для своих детей. Сложно говорить о вреде курения и алкоголизма, если родители сами не против выкурить сигарету и выпить на праздник. Взрослые сами включают телевизор, когда устают от активности своих детей. Именно поэтому при работе с родителями, я занимаю позицию участника образовательного процесса, а не советчика: «Я – тоже мама. У меня тоже возникают трудности в воспитании. Давайте вместе подумаем, как лучше поступить».
Из наблюдений за проработанное время, можно сделать вывод, что детям не интересен материал о здоровом образе жизни, у них минимальные представления о возможностях своего тела, о бережном отношении к здоровью. Полученные знания в школе быстро теряют ценность на фоне беззаботного времяпровождения в семье. Только путем убеждения родителей можно надеяться на прогресс в отношении ЗОЖ.
Взаимодействие школы с семьей – это объединение общих целей и интересов в плане гармоничного развития детей. Совместная работа должна носить добровольный, системный, компетентный, последовательный и ненавязчивый характер.
Большую роль в информировании семьи имеют информационные стенды. Материалы регулярно обновляются. Чтобы привлечь внимание взрослых, школа использует яркие, интересные рубрики.
В заключение хочется сказать, что сегодня классный руководитель относится к тем немногим членам общества, которые могут взять на себя функцию просвещения семьи в области здоровья. Высокая мотивация педагогов нашей школы обусловлена пониманием острой необходимости выполнения этой миссии. При поверхностном подходе большинства современных учителей и перегруженных классных руководителей создается впечатление, что выполнять задачи по привлечению родителей к ЗОЖ – ответственная, тяжелая обязанность. Здесь важно понимать, какую пользу для детского здоровья мы можем получить при этом.
3