СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе человек с ограниченными возможностями здоровья рассматривается не только как объект социально-педагогической помощи, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Основной целью специального коррекционного образования является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество, так как процесс социализации детей с умственной отсталостью крайне затруднен.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование жизненных компетенций у учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе человек с ограниченными возможностями здоровья рассматривается не только как объект социально-педагогической помощи, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Основной целью специального коррекционного образования является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество, так как процесс социализации детей с умственной отсталостью крайне затруднен.

Обучающиеся с умственной отсталостью - это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Одним из основных условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, является практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и компетентностный (формирование жизненной компетенции).

В образовании ребенка с нарушением интеллекта, отмечает Н.Н. Малофеев, особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Жизненные компетенции (навыки) можно достаточно условно распределить по нескольким сферам жизнедеятельности человека. Прежде всего, это навыки, необходимые для самообслуживания, к которым, в частности, относится умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочее. Для детей с тяжелой умственной отсталостью формирование этих компетенций зачастую становится основной целью обучения. Также важнейшей жизненной компетенцией является способность принимать решения в нестандартной ситуации и навыки личной безопасности. Владение бытовыми и социальными навыками необходимо для самостоятельной жизни. В эту сферу также включены компетенции, позволяющие ребенку самостоятельно занимать себя дома во время досуга. Согласно ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, индивидуальная программа обучения жизненным компетенциям строится на основе предварительной диагностической процедуры, которая позволяет обнаружить имеющиеся дефициты.

Оценка уровня сформированности навыка производится следующим образом: ребенок выполняет описанные действия самостоятельно; ребенку необходима помощь; ребенок никогда не выполняет описанные действия.

В тех случаях, когда навык сложен для освоения ребенком, его следует разбить на более мелкие составляющие части (действия, операции), включить их в программу обучения и провести оценку каждого из них. После проведения диагностической процедуры следует составить индивидуальную программу формирования жизненных компетенций, для чего необходимо выбрать основные цели обучения. При выборе целей важно учитывать следующие моменты:

- целей должно быть немного – не более трех-четырех;

- навык, который будет сформирован, должен сразу же использоваться ребенком в повседневной жизни.

Результаты обучения мы определяем с использованием «Листа оценки жизненных компетенций». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Формирование жизненных компетенций в нашей школе представляет собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Обучающиеся получают конкретные результаты в освоении необходимых им в жизни социально – бытовых знаний и умений. Необходимо ориентироваться на достижение конкретных результатов в обучении и развитии воспитанников, а также осуществляем дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Весь учебный материал делаем максимально наглядным. Используем натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формируем представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оцениваем действия людей в этих ситуациях, моделируем подобные ситуации на занятиях. Цель нашей педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня владения жизненными компетенциями.

Формирование жизненно необходимых навыков у обучающихся коррекционных школ направлено на подготовку к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 





Некоторые аспекты, которые учитываются при формировании таких навыков:

  • Режим дня. Он помогает формировать у детей умение ориентироваться в пространстве и реализовывать свои элементарные физиологические потребности.

  • Формирование навыков самообслуживания. Например, умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. 

  • Освоение повседневных бытовых дел. Это покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т. д.. 

  • Развитие коммуникативных навыков.  Например, умение получать информацию от собеседника и уточнять её, корректно выражать свои чувства, проявлять инициативу, устанавливать и ограничивать контакт. 

Для формирования жизненно необходимых навыков у обучающихся коррекционных школ используются различные методы и приёмы:

  • Дидактические игры. Они активизируют речевое мышление детей и повышают уровень креативности. 

  • Сюжетно-ролевые игры. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях, ребята расширяют свой социальный опыт.  Экскурсии. Их строят таким образом, чтобы дети выполняли практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми. 

  • Проектная деятельность. Она позволяет формировать навыки сбора информации, анализа, оформления работы, работы в группе, самостоятельной работы и принятия решения. 

Индивидуальная программа обучения жизненным компетенциям строится на основе предварительной диагностической процедуры, которая позволяет обнаружить имеющиеся дефициты. 

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Это обусловлено тем, что дети:

  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности;

  • низкий уровень знаний об окружающей среде;

  • специфические потребности в общении;

  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; интересов к хозяйственно - бытовой деятельности;

  • неструктурированное восприятие социального мира;

  • завышенная самооценка.

В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны новые направления формирования жизненно - необходимых навыков обучающихся в условиях школы- интерната.