ДОКЛАД
«Формирование культуры безопасности дорожного движения у учащихся и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».
В последнее время стремительный рост количества автомобилей на дорогах привёл к возникновению множества проблем, одной из наиболее актуальных является дорожно-транспортный травматизм. По статистическим данным, ежегодно в результате дорожных происшествий тысячи детей получают ранения или погибают. В связи с этим, вопрос организации профилактических мероприятий, направленных на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, приобретает первостепенное значение.
Текущая ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом указывает на недостаточную осведомлённость детей о Правилах дорожного движения и неспособность адекватно оценивать дорожную обстановку. Отсутствие культуры безопасности, являющееся следствием недостаточного внимания к проблемам профилактики детского травматизма, также является одной из причин данного явления. Острота социальной проблемы, связанной с дорожно-транспортным травматизмом среди детей, требует немедленного реагирования со стороны образовательных учреждений.
Необходимы разработка и реализация программ профилактических мероприятий, направленных на снижение числа ДТП с участием детей.
Важно понимать, что уровень детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране значительно превышает показатели развитых стран. Анализ статистических данных о состоянии детской дорожной безопасности свидетельствует о необходимости концентрации усилий всего педагогического коллектива на приоритетной задаче – охране жизни и здоровья детей.
Решение этой задачи возможно через формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах посредством изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в рамках учебной и внеурочной деятельности. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.
Целью моей воспитательной работы является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само и взаимопомощь. Безопасность дорожного движения – одно из приоритетных направлений работы. И это не случайно, ведь актуальность и практическая значимость обучения подчеркивается высокими статистическими данными. За последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибли более 7000 детей и подростков, более 116 000 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Важная часть моей работы посвящена профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Увеличение интенсивности уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Уровень детского травматизма в нашей стране значительно превосходит аналогичный показатель в других странах. Это заставляет нас пересмотреть отношение к обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и признать его приоритетной задачей.
В своей работе с учащимися я учитываю возрастные особенности. Обучение правилам дорожного движения осуществляю с использованием разнообразных форм (индивидуальная работа, фронтальные и групповые занятия) и методов обучения (словесный, наглядный, практический).
Ключевую роль в формировании у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах играют классные часы и внеклассная деятельность.
В соответствии с годовым планом воспитательной работы я провожу ежемесячные профилактические беседы с учащимися. В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей культуры собственной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения на улицах сел, поселков и городов. Она реализуется путем решения нескольких задач:
-усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
-формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);
-развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Дети должны иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы, знать следующие основные правила дорожного движения:
-переходить улицу только на зеленый свет светофора,
-не играть на дороге или около проезжей части,
-переходить улицу только по пешеходному переходу,
-при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
-знать устройство проезжей части,
-знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
-знать правила поведения в транспорте,
-знать и соблюдать правила поведения во дворе.
Перед каникулами мной проводятся беседы по ПДД, целью которых является воспитание у обучающихся школы и их родителей ответственного отношения к поведению на дороге в каникулярное время.
Организация и содержание профилактической работы с родителями.
Одним из важнейших направлений деятельности воспитателя по профилактике ДТП считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям.
Многие родители не осведомлены о психофизиологических особенностях поведения детей в дорожном движении, что является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий с их участием. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Для обеспечения безопасности детей на дорогах педагогический коллектив, включающий воспитателей, классных руководителей и учителя ОБЖ, организует совместную работу с родителями. В своей работе мы применяем следующие основные формы занятий:
лекции;
проведение тематических бесед;
вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении. Уголков безопасности);
индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
При беседах с родителями мы даем следующие установки:
постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, детских площадках и т.д.;
при переходе через дорогу крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.
Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.
Даем советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.
Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и, находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также, при участии родителей в качестве партнеров своих детей, в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).
Мы должны бороться за жизнь каждого ребенка и если сегодня не осознать, что воспитание дорожной культуры должно начинаться с семьи, с детского сада, школы, то мы и дальше будем нести невосполнимые потери. Ребенка необходимо с раннего возраста учить ориентироваться на дороге и соблюдать ее законы и учить, прежде всего, собственным примером!