СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование языковой компетенции учащихся на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке речь идет о развитии диалогической речи на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
««Формирование языковой компетенции учащихся на уроках английского языка»»

3


ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«А Я ДЕЛАЮ ТАК…»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«Формирование языковой компетенции учащихся

на уроках английского языка»







Балданова Соелма Цывановна

МБОУ «Кодунская средняя общеобразовательная школа»

преподаватель английского языка



В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур ставит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов общеобразовательной системы в школе. Целью обучения является формирование языковой компетенции, которая обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка. Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме. 

При обучении иностранным языкам диалогическая речь является одним из неотъемлемых компонентов, так как большую часть разговорной речи занимает именно она (около 70%). Без умения вести беседу невозможно полноценное общение.

В основе диалога лежит обмен репликами. В ходе него происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т.е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи.

Учащиеся должны овладеть запасом диалогических единств типа «вопрос-ответ», «предложение (просьба) - ответная реакция», варьировать лексическое и грамматическое наполнение этих единств, комбинировать и переносить их в новую ситуацию.

В методике преподавания иностранного языка существует два пути обучения диалогической речи:

1) дедуктивный (путь «сверху вниз», т.е. от общего к частному)

2) индуктивный (путь «снизу вверх», т.е. от частного к общему)



При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, который является эталоном для построения аналогичных диалогов. Диалог-образец состоит из нескольких диалогических единств (фраз-клише), владение которыми даёт возможность участникам коммуникации уделить больше внимания конструированию новых высказываний, аналоги которых отсутствуют в языковом опыте говорящего.

При обучении диалоговой речи должны быть отработаны все формы построения утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений. Для формирования речевых умений тренировку я начинаю с простой репродукции, т.е. воспроизведения. Она осуществляется при хоровом проговаривании речевых единиц. Вовлекаются все, снимается боязнь у неуверенных учеников. Вначале диалог прослушивается целиком, либо в звукозаписи, либо в моём исполнении, далее я при помощи вопросов проверяю понимание диалога. Потом диалог прослушивается еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывается его чтение. Дома дети заучивают диалог и воспроизводят его по памяти. Далее я предлагаю им новые слова для подстановки или они делают это сами. Таким образом, происходит воспроизведение диалога с модификацией.

Для обучения учащихся диалогической речи с использованием текста-образца я предлагаю им следующие упражнения:

  • прослушать диалог с предварительными ориентирами («наводящие» вопросы, истинные и ложные утверждения, т.д.), либо с использованием визуальной опоры

  • прочитать диалог по ролям

  • воспроизвести диалог по памяти

  • прочитать диалог с пропущенными словами

  • заполнить пропуски, раскрыть скобки в диалоге

  • воспроизвести диалог – с частичным переводом, восстановив опущенные фрагменты реплик, и, наконец, - диалог целиком

  • самостоятельно расширить реплики в диалоге

  • самостоятельно дополнить фразы одного из собеседников

  • трансформировать диалог (изменить имена, даты, время, действующих лиц, места событий и т. д.)

  • восстановить диалог (диалог пишется на листке бумаги так, чтобы каждое отдельное высказывание начиналось с новой строки. Лист разрезается на отдельные части (по одному предложению) и ученики восстанавливают весь текст диалога и читают его (можно выполнять в парах, можно в группах). Либо один ученик выстраивает фразы в правильной логической последовательности.


Обучение диалогической речи при индуктивном пути предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:

- ученики не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом;

- уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не

нужен;

- предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и

образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.



При индуктивном пути я предлагаю детям следующие упражнения: составить диалог на основе какой-то ситуации: текста, стихотворения, картинки.

Например, дан текст о достопримечательностях Лондона, необходимо составить диалог между двумя друзьями кто, какие достопримечательности и почему хотел бы посетить.

Или, например, ученикам предлагаю текст о сотруднике какой-то компании, который собрался в командировку, также в тексте указана информация о дате и времени перелёта туда и обратно, способе размещения на месте пребывания. Необходимо составить диалог между таможенным офицером и этим сотрудником-туристом, где вопросы таможенного офицера будут уже представлены, а ответы должны быть составлены на основе информации из этого текста.

Ещё один вариант: прошу учеников написать отдельные слова или фразы и составить диалог на свободную тему, но чтобы эти слова и фразы были включены в диалогическое высказывание. Но задания такого рода смогут выполнить дети с очень высоким уровнем языковой подготовки.


При формировании языковой компетенции, помимо развития диалогической речи, я также развиваю навыки и умения по развитию монологической речи.


Упражнения на развитие монологической речи, которые я предлагаю детям:

Упражнение на дополнение представляет собой ряд незавершенных высказываний, где представлены начало или конец предложения, которые необходимо дополнить в соответствии со смыслом. Студенты восстанавливают «обгоревшие письма», «испорченные записи», «тексты зависшего компьютера» и т.д, но необходимо отметить, что далеко не всем это удаётся, мешают пробелы в знаниях правил грамматики и маленький словарный запас.

Заполнение пропусковиз текста я убираю слова или фразы, которые необходимо восполнить (либо подобрать самим, либо выбрать из предложенных). При подстановке контролируется соответствие выбираемой лексики и грамматических структур.

Упражнения на соотнесение единиц языка (слов, словосочетаний, предложений) содержат задание, где я предлагаю распознать соотносящиеся друг с другом элементы. Ученикам нравится выполнять задания на соотнесение текста и заголовка.

Составление семантических ассоциаций при составлении семантической карты в центр я помещаю ключевое слово, по ассоциации с которым порождаются новые лексические единицы (слова). Карта способствует ассоциативному запоминанию слов и структур, помогает строить самостоятельные устные высказывания. Это упражнение необходимо для расширения словарного запаса.

Устное сообщение монологическое высказывание на заданную или свободную тему. Можно проводить эту работу в парах или в группах, но я провожу эту работу в индивидуальной форме. Сообщение может воспроизводиться по памяти, либо на основе плана, схем, таблиц, картинок. Например, когда мы отрабатываем время Present Simple,то я предлагаю студентам описать свой рабочий день по картинкам, которые будет служить планом монологического высказывания.

Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат носит практический характер. В своей работе ученикам средних классов я предлагаю разработать проекты на темы: «Моя семья», «Место, где ты живешь», «Образовательная система США» и т. д.


Чтобы защитить проект детям необходимо представить его в форме монологического высказывания. Вначале они собирают информацию по данной теме либо на английском языке (если такая имеется), либо на русском. Затем эта информация обрабатывается, что-то добавляется, что-то исключается из контекста и если информация была на русском языке, то она переводится на английский язык.

Формирование языковой компетенции через составление монологических и диалогических высказываний на уроках английского языка – это сложный, многоступенчатый процесс, достаточно протяжённый во времени.

Судить о том, обладает ученик языковой компетенцией или нет, можно, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике, т. е. знает структуры построения предложений, умеет строить вопросно-ответные реплики, высказывать своё мнение по какому-либо вопросу, не нарушая логической последовательности своего высказывания.

Обучение говорению зависит от умений ученика самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи, включая языковую догадку, скорость реакции, умение выражать личностное отношение  к воспринимаемой информации. Но если наш ученик научится обладать подобными навыками и умениями, ещё и на английском языке, то для дальнейшей его жизни и перспектив в работе это будет ценной компетенцией, обладая которой выпускник всегда будет востребован на рынке труда и успешен в своей личной жизни и карьере.