СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций средствами предмета химии (из опыта рвботы).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе отражены теоретические  и практические аспекты  формирования ключевых компетенций средствами предмета химии (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций средствами предмета химии (из опыта рвботы).»

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И

МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН







ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Формирование ключевых компетенций средствами предмета химии»




Выполнила:

Калмыкова Лариса Андреевна ,

учитель химии,

«специалист высшей категории»

Макеевская ОШ І –ІІІ ст.№83











ДОНЕЦК 2016

Содержание:

1. Вступление 3

2. Основная часть 5

2.1. Проблемы и их решение 5

2.2. Организация исследовательской деятельности учащихся. 7

2.3. Формирование информационной компетенции учащихся 9

2.4. Направление обучения самостоятельности. 10

2.5. Методы проблемного изложения материала 15

2.6. Метод контроля 17

3. Результативность 21

4. Заключение 22

5. Литература 24
























Вступление

«Просто знать - мало, знания нужно уметь использовать»

Гёте


Современное общество, все в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями.

Необходимо выделить как ключевую и химическую компетенцию. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды.

Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, наркомании. СПИДа, физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни и компетенции гражданственности, которая включает не только проявление любви к Отечеству, осознание долга перед ним и гордости за него, но и ответственность за безопасное для окружающего мира обращение с веществами и материалами, химического оружия, осуществление химических реакций.

Развитие системы школьного образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного внедрения инновационных технологий, ее быстрой адаптации к политическим, экономическим и технологическим изменениям в мире. В условиях становления и развития высокотехнологичного информационного общества возникает необходимость повышения качества и приоритетности школьного естественно-математического образования, включение естественно-математических предметов в учебные планы всех уровней образования, улучшения естественно математической подготовки учащихся.

Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или приём обучения, а представляет собой целенаправленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, не случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Содержание, структура и логика функционирования процесса обучения обеспечивают эффективное и качественное решение задач образования, воспитания и общего развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных возможностей каждого школьника.

Теория и методика оптимизации вызывают у учителя необходимость диалектически изучать процесс обучения с разных сторон, в разных аспектах, требуют учёта в единстве всех объективных и субъективных факторов, умение видеть динамику учебно-воспитательного процесса (единство прошедшего, настоящего и будущего) и т. д.

Переходя к активным формам организации учебно-воспитательного процесса нужно отметить такие как лекция, семинар, тематический учет знаний.

Центральной в педагогике и методике является проблема активизации процесса обучения. Она связана с поисками и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих школьнику активную позицию в учебной деятельности.

В условиях средней общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание, методы и приемы обучения. Ведь от их определения в значительной степени зависит отбор содержания образования, они определяют структуру, методы и средства обучения. Сегодня, когда система школьного обучения претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе обучения меняется его содержание, на первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения видеть проблемы, формулировать гипотезы, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. В основу изложения учебного материала, должна быть положена диалектическая логика, т. е. восхождение от абстрактного к конкретному.

В настоящее время настала необходимость в совершенствовании требований - выделения в них обязательного - базового уровня подготовки учащихся на различных этапах обучения и при подведении итогов учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и склонности, объем и глубину знаний и умений и таким образом предоставить нижнюю границу подготовки школьников по биологии. Развитию самостоятельного мышления школьников, их познавательной активности в процессе приобретения знаний во многом связано с совершенствованием форм, методов и средств обучения.

Наиболее эффективно эти вопросы решаются при проведении в старших классах уроков - семинаров, лекций, конференций, ролевых игр, где от учащихся требуется самостоятельности в подготовке по данным вопросам, где развивается их познавательный интерес. Но это не значит, что их необходимо проводить из урока в урок, достаточно их проводить в конце изучения большой изучаемой темы.


2.1. Проблемы и их решение

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, расценивая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. В связи с этим перед учителем встает целый ряд вопросов: как, не упрощая учебной информации, обеспечить глубокое и прочное усвоение материала всеми учащимися.

Один из таких путей состоит в оптимизации процесса обучения.

Что такое оптимизация? Термин "оптимальный" означает "наилучший" для данных конкретных условий. Под оптимизацией учебного процесса понимается целенаправленная, систематическая деятельность учителя по выбору таких задач, содержания, форм, методов, средств обучения.

Для организации оптимального процесса обучения химии необходимо:

  1. Для каждой темы и каждого урока комплексно планировать задачи образования, воспитания и развития школьников с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся данного класса.

  2. Отбирать конкретизировать содержание каждого урока таким образом, чтобы обеспечивалось решение намеченных для данного урока задач.

  3. Отбирать для каждого урока оптимальное сочетание методов и средств обучения.

  4. Систематически анализировать в единстве результаты выполнения задач урока и затраты времени учащихся и учителя.

При выборе методов для отдельных этапов урока необходимо исходить из того, оптимальным ли будет использование избранного метода, будут ли с его помощью достаточно глубоко раскрыты задачи обучения, воспитания, развития данного этапа урока и задачи урока в целом; будет ли достаточно и глубоко усвоен учащимися новый материал.

В своей практике я применяю различные методы, оптимально сочетая активные с пассивными, продуктивные с непродуктивными учитывая при выборе их содержание материала, дидактические цели урока, возрастные особенности учащихся. Часто использую словесные методы: метод самостоятельной работы с учебником (все учащиеся самостоятельно по моему заданию читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схемы и другие записи в тетради. Не на всех уроках, возможно, создавать проблемные ситуации и применять проблемно-поисковые методы - этого не позволяет содержание учебного материала и дефицит времени.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Проводя исследования, учащиеся решают проблемы, сотрудничают, общаются. Происходит их саморазвитие, формирование информационной компетенции. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.


2.2 Организация исследовательской деятельности учащихся.

Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.

При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

I этап Теоретико-экспериментальное исследование на уроке.

Вводится этот этап в восьмом классе, с первых уроков изучения химии.

Учащимся предлагаются исследовательские задания с доступным и реальным содержанием. Учитель знает направление поиска, предлагает пройти этот путь ученику, зная наверняка искомый результат.

Например, при изучении простых веществ - металлов, дети самостоятельно, через эксперимент обозначают физические свойства металлов:

- простая электрическая цепь (лампочка горит, не горит) - свойство электропроводности;

- магнит (притягивается, не притягивается) и т.д.

При изучении темы «Электролитическая диссоциация». Дистиллированная вода не проводит электрический ток, а обычная водопроводная проводит.

При изучении темы «Смеси и способы их разделения». Занятия проводятся в форме работы лабораторий: «Химчистка на дому», «Отдел криминалистики», «Аптека» и т.д.

Знания, приобретённые при этом достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Идёт формирование образовательных компетенций, которые явно имеют практико-ориентированное направление.

II этап Частично-поисковое исследование

Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Данный вид исследований проводятся на уроках, начиная с 9 класса, на занятиях кружка..

Изучение качественных реакций органических веществ. 10 класс.

Ситуация частично-поискового исследования используется при решении нестандартных задач повышенной трудности на факультативных занятиях.

III этап Поисковая исследовательская деятельность

Это исследование с неопределённым содержанием. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учеником не знают, ни пути поиска (исследования), ни итога исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ученика.

Такой вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время, содарёнными детьми, в частности при подготовке к олимпиадам по химии, на занятиях в предметном кружке.

IV этап Научно-исследовательская деятельность

На этой ступени учащийся сам определяет степень готовности к этой ступени, самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. Этим видом деятельности занимаются учащиеся, которые входят в состав научного общества старшеклассников или ребята, тяготеющие к данному виду деятельности.

Примерные темы исследований:

-Влияние катализаторов на химические реакции.

-Влияние солей алюминия, солей тяжелых металлов на активность различных ферментов.

-Влияние химических соединений на развитие растительного и животного мира.

-Исследование растений на наличие в них нитратов.

Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.


2.3. Формирование информационной компетенции учащихся

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Поэтому, в обучении химии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.

Для формирования данной компетенции использую:

-Различные формы работы с учебником.

-Создание презентаций к уроку.

-Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу.

В результате у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес, умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, формируются «новые» умения, необходимые для жизни в социуме.

Замечу, что применение информационных технологий многофункционально. Они используются для освоения материала, для отработки элементарных умений и навыков в обучающем режиме, диагностическом тестировании качества усвоения материала.

Использование информационных технологий не только направляет учащихся на познавательную деятельность, но и на творческий процесс. Творческая работа с учениками в рамках проектного обучения, выстроена по следующей схеме: цель проекта, сбор информации (в том числе использование Интернет-ресурсов), систематизация информации, практическая часть работы, оформление теоретико-практической работы в электронном виде, публичная защита проекта. Пример такой работы – фильм о йоде, сделанный учениками 9 класса после изучения темы «Галогены»

Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Чтобы повысить интерес к химии среди учащихся, мы провели конкурс презентаций «В стране химических элементов». Одна из задач конкурса: развитие умений работать с различными информационными источниками, в том числе, с ресурсами Интернета. С этой задачей наши школьники справились успешно, представив на суд своих учителей содержательные, грамотно оформленные материалы, которые можно использовать и на уроках, и во внеклассной работе.


2.4. Направление обучения самостоятельности.

Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений которые субъекту интересны.

Курс учебного предмета «химии» открывает ряд возможностей для этого, и важно не упустить их.

Сейчас заметно повышается роль самостоятельности учащихся, особенно в связи с формированием информационных умений.

Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие;

  • информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;

  • игровые;

  • проектную технологию.

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении химии в основной и старшей школе для развития творческих возможностей и способностей учащихся , создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

В своей работе я использую технические средства кабинета химии (компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран, сеть Интернет).

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;

  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;

  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;

  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;

  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;

  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.

Умение работать с текстом необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т.е. способность самостоятельно повышать, а порой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся рациональным приемам работы с текстом. Это первое направление обучения самостоятельности.

Выделяю два основных аспекта:

Формирование познавательных УУД:

- выделять главное (в тексте, рисунке, таблице),

- сравнить (изучаемые явления и др.),

- делать выводы (например, по материалам одного или нескольких параграфов),

- составлять схемы, таблицы, графики.

- объяснять химические явления,

- интерпретировать результаты эксперимента,

- пользоваться справочной литературой.

Работу с учебником провожу на всех этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, при выполнении лабораторно – практических заданий.

Использую следующие рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся с учебником. Они нацелены по – разному: один – на отработку знаний об основных химических понятиях, законах, величинах, другие – на систематизации программного материала, третьи – на обучении сопоставлению, четвертые – на формировании умения применять изученный материал к новым ситуациям и т. д.

Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Именно поэтому воспитание этого качества в человеке находится в русле одной из современных прогрессивных педагогических тенденций.

Второе направление развития самостоятельности – обучение деятельности. Иными словами, надо давать алгоритм каждого действия.

Если эти алгоритмы записать в тетрадь или придать им форму плаката и использовать систематически (а не от случая к случаю), то у учащихся выработается привычка действовать в похожей ситуации четко, а главное - результативно.

Алгоритм составления плана

  1. Чтение текста.

  2. Выделение по ходу чтения главных мыслей текста

  3. Разбивка текста на части по количеству главных мыслей

  4. Поиск смысловой связи между главными мыслями текста

  5. Формулирование главной мысли текста в целом

  6. Формулирование главных мыслей в виде самостоятельно составленных или взятых из текста предложений (не более 7 – 9 слов)

  7. Одно или несколько из предложений не соответствуют остальным по смыслу

  8. Сформулированные мысли составляют короткий рассказ

  9. Формирование пунктов плана

Третье направление: Развития самостоятельности – «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность.

Нужно, чтобы учащиеся умели не только хорошо строить ответ об изученном, но и проводить наблюдения, ставить эксперимент, заниматься проектной и исследовательской деятельностью.

Вот такие виды практических работ предлагаю учащимся на уроках:

-Решение задач у доски с комментариями,

- демонстрация опытов,

- выполнение практических заданий на местах,

- опрос учащимися друг друга,

- ознакомление с дополнительной информацией и выделением главного,

- подбор тестовых вопросов,

- составление кроссвордов,

- защита рефератов,

- составление рассказа по рисунку и схеме,

- рисование химических явления, сопоставление теоретических материалов, изложенных в разных учебниках, составление опорного конспекта, иллюстрация явления примерами из жизни и на опытах,

- вывод формулы, её преобразование,

- создание определений,

- проведение научных наблюдений,

- работа с информацией, представленной в разных видах,

- формулирование итога работы,

- создание потребности в изучении какого либо вопроса,

- придумывание химических вопросов,

-проектная деятельность,

- исследовательская деятельность.

Перечень деятельности, связанной с регулятивными УУД:

-Подбор ассоциаций к изучаемому явлению,

-Сведение полученных знаний в единое целое,

-Анализ химических ситуаций,

-Проведение доказательства, выдвижения гипотезы,

-Сопоставление результатов (полученного ответа с реальностью),

-Проведение сравнений, выделение главного,

-Проведение анализа ответа ученика,

-Объяснение факта (бытового, экспериментального),

-Перекодирование информации из словесной формы в образную,

-Конкретизация понятия.

Четвертое направление – надо учить узнавать изученное ранее.

Надо учить школьников ориентироваться и видеть связь нового с изученным, приучать действовать осмысленно и рационально, а не интуитивно, что встречается довольно часто.

Важно, чтобы ребята поняли суть подхода (методики) и выработали некоторый навык его использования.

Чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд умений:

  1. Вести анализ (расчленяя условие задачи) на составные элементы: участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;

  2. Проводить сопоставление (сравнение);

  3. Делать выводы.

Эти операции относятся к важнейшим мыслительным операциям.

Пятое направление: развития самостоятельности – поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

Это стимулирует выработку ответственного отношения к своему поведению, инициативы, умения принимать решения в нестандартных ситуациях. Вот перечень некоторых ролей:

Учителя – при объяснении материала или письменных работ,

Демонстратора – при постановке опыта,

Исследователя – при выполнении эксперимента,

Консультанта – при решении задач,

Эксперта – при опросе и зачете,

Рецензента – при оценке докладов, рефератов, ответов и решении задач.


2.5. Методы проблемного изложения материала

Проблемное изучение, как известно, способствует развитию мышления и познавательных интересов учащихся, повышению качества знаний школьников. Особенно высокий учебно-воспитательный эффект дает метод проблемного изложения при изучении нового материала: при этом основная часть учебного материала усваивается школьниками на уроке.

Проблемное изложение нового материала осуществляет учитель. Применяю эту форму проблемного обучения, как правило, в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы.

Если школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, применяю поисковую беседу.

Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. В зависимости от характера постановки проблемы различают несколько ситуаций: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация неопределенности и другие.

Ситуация неожиданности создается при ознакомлении школьников с фактами, явлениями, вызывающими удивление, поражающими своей необычностью.

При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логик научного познания.

Учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссии, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои, знания выполняя задания.

В своей работе я часто использую наглядные практические методы.

Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в учебном процессе: знания, полученные учащимися в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются наиболее глубокими, прочными и осознанными.

Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроке, является постановка учителем проблемных вопросов.

При постановке проблемного вопроса необходимо соблюдение следующих основных условий.

Формулируя проблемный вопрос, важно учитывать имеющийся запас знаний, опираясь на который они могут приступить к решению поставленной перед ними проблемы. Дополнительно к проблемному вопросу необходимо заранее продумать и сформулировать дополнительные вопросы, позволяющие направлять и корректировать поиск учащихся.

При формировании проблемного вопроса необходимо также учитывать уровень умения школьников анализировать, сравнивать, обобщать. Поскольку при поиске ответа на проблемный вопрос наиболее ярко проявляется умение или неумение логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать обобщения, то, корректируя поиск учащихся, учитель тем самым направляет и стимулирует развитие этих умений. При этом в каждом отдельном случае важно добиваться того, чтобы мыслительная деятельность - анализ, синтез осуществлялись в единстве, как две стороны единого процесса мышления. Если у школьника анализ преобладает над синтезом, центром его внимания нередко становятся второстепенные признаки, что не позволяет ему достаточно быстро выделить существенные признаки и перейти к обобщению. В этом случае с помощью вспомогательных вопросов надо привлечь внимание учащихся к сочетаниям отдельных признаков, связям между ними, широко используя с этой целью контурные рисунки, обобщающие схемы. Если преобладает склонность к обобщению, то учащиеся могут упустить из виду отдельные факты, в том числе и факты, имеющие важное значение для осмысливания учебного материала, и могут сделать поспешные, неверные обобщения. С целью развития аналитической стороны мышления необходимо привлекать внимание учащихся к отдельным признакам объектов или явлений с помощью вспомогательных вопросов, а также соответствующих схем, плакатов, макетов, моделей и других наглядных пособий.

Разумеется, для достижения ощутимых результатов в деле повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащимися, развития их мышления необходимо, чтобы применение проблемных вопросов носило не случайный характер, а было целенаправленным, тщательно продуманным и планировалось заранее.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективно применение проблемных вопросов при обучении старшеклассников. Насыщенный теоретический материалом курс химии учащиеся изучают с большим интересом, если их познавательная деятельность организуется на основе широкого использования проблемных вопросов.

Планируя использование проблемных вопросов, нужно заранее обдумывать характер изложения материала не в полном объеме, оставляя возможность учащимся самостоятельно восполнить этот «пробел» в результате осмысления проблемного вопроса и ответа на него.

В своей работе я использую несколько вариантов изложения учебного материала в сочетании с постановкой проблемных вопросов.

Работая в составе групп экологов, лаборантов, экологов - криминалистов и других специалистов, учащиеся получают возможность попробовать себя в профессии, занять позицию взрослого. А ведь это важно в подрастающем периоде. Роль, которую проиграл ученик, может стать мощным стимулом к самосовершенствованию. Ребята, видя, где конкретно можно применить свои знания, уже сами находят ответ на вопрос: «зачем нужно учить химию?», «Где этот опыт может пригодиться?». Таким образом, каждый выстраивает свою точку зрения, без подсказки, и что не мало важно без какого либо принуждения. На таких уроках учащиеся раскрепощаются, раскрываются эмоционально, фантазируют, свободно высказываются, так как снимается доминанта учителя. В компетентностном подходе учитель занимает позицию организатора и консультанта, он только организует, регулирует и направляет, ученик сам отвечает за собственное продвижение. Практика показывает, что проведение деловых игр повышает интерес учащихся к предмету.


2.6. Метод контроля

Повышение эффективности и качества обучения школьников - главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащимися и приобретению ими навыков самообразования. Ход современного урока должен быть подчинен принципу экономии времени, чтобы ни одна минута не пропала даром. На первом месте по объему времени занимают опрос и изучение нового материала. При опросе слабых учеников сильные способные учащиеся остаются без внимания, теряют интерес к уроку, а затем и к предмету. Поэтому учитель должен создавать такую обстановку во время опроса, чтобы все ученики, используя домашнее задание, работали с интересом в течение всего отведенного для опроса времени.

Я предлагаю такие формы и методы опроса, которые позволяют с первых минут урока привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия и усвоения нового материала. Использую разные формы опроса: индивидуальную, групповую и фронтальную, при которых над заданием работают отдельные ученики, группа учащихся или одновременно весь класс.

Задания на составление максимального количества вопросов по таблице, иллюстрирующий изучаемый материал. Задание состоит в том, что при опросе по той или иной теме предлагаю учащимся внимательно рассмотреть таблицу и составить, ориентируясь на нее, максимальное количество вопросов, касающихся темы.

Применяю различные методы контроля:

• методы устного контроля (беседа, «игра - цепочка», рассказ, специально подготовленное сообщение ученика по данной теме, чтение таблицы, чтение и составление схемы, выделение новых понятий и терминов и их формулировки);

  • методы письменного контроля (составление плана ответа, максимального количества вопросов по таблице, иллюстрирующий изучаемый материал, расшифровка новых терминов и понятий);

  • методы практического контроля, направленные на выявление умений и навыков выполнять опыты, лабораторные работы и другие.

Используемые мной формы и методы опроса можно условно объединить в четыре группы в зависимости от того, какая задача ставится на уроке.

  1. группа.

Формы, методы и приемы опроса, способствующие развитию навыков логического мышления учащихся.

  1. Задания на нахождение логики рассуждений в материале параграфа.

  2. Задания на заполнение недостающих звеньев цепи логических рассуждений.

  3. Задания на составление схемы логических рассуждений.

  4. Задания на установление логической ошибки.

  5. Задания на установление логической связи между ранее изученным материалом и домашним заданием.


  1. группа.

Формы, методы и приемы опроса, развивающие умения учащихся выделять главные мысли.

  1. Задания на составление плана ответа. Выборочный опрос по некоторым пунктам плана.

  2. Задания на выделение в материале параграфа новых терминов и понятий и их объяснение.

  1. группа.

Формы, методы и приемы опроса, способствующие развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с источником знаний (книгой, кинофильмов, диафильмов, таблицами, дополнительной литературой).

  1. Задания на использование дополнительной литературы при самостоятельной работе над некоторыми вопросами параграфа.

  2. Задания на составление максимального количества вопросов по таблице, иллюстрирующей изучаемый материал.

  3. Задания на выделение из кинофильма (если таковой имеется) материала, отсутствующего в параграфе учебника и его обсуждение.

  4. Задания на использование физических и биологических явлений, законов при объяснении химических явлений.

IV группа.

Формы и методы, приемы опроса, способствующие развитию устойчивого произвольного внимания учащихся. 1. «Игра - цепочка».

Перечисленные формы и методы, приемы опроса ввожу постепенно, учитывая психологические особенности учащихся разных возрастных групп. В 7 классе начинаю знакомить учащихся с различными формами опроса, используя вначале самые простые. Затем постепенно усложняю задания так, чтобы учащиеся 9-11 классов могли свободно формулировать и владеть в любой формой ответа.

Приведу пример «Игра - цепочка».

Первое время предупреждаю весь класс. Игра проводится следующим образом: первый вопрос задаю любому ученику; тот, правильно ответив, предлагает свой вопрос любому другому ученику и т. д. Если кто-то не справляется с ответом, то я разрешаю поднять руку и ответить тем, кто знает правильный ответ, и игра продолжается.

Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал правильные ответы.

За 10 минут можно опросить весь класс и создать условия, эмоциональный подъем, необходимые для восприятия нового материала.

Этой формой опроса можно воспользоваться при изучении любой темы в 7 - 8 классах и целесообразнее использовать ее при усвоении материала, содержащего много новых понятий и терминов.

При такой работе наблюдается высокая активность учащихся. Им нравится проявлять свою наблюдательность, внимательность, начитанность, самостоятельность.

Можно использовать очень много различных приемов при проверке домашнего задания, например:

  1. Сосредоточить внимание на содержании ответа товарища, если есть неточности, задать дополнительные вопросы, которые помогли отвечающему дать полный ответ.

  2. Применение дидактических карточек-заданий.

  3. Проводить самостоятельные работы-исследования по данной теме и сделать выводы и т.д.

Такие приемы активизируют учащихся к дальнейшей работе на уроке.

Во время изучения нового материала стараюсь развить познавательные возможности учащихся, а это зависит от того насколько активно они включаются в процесс познания.

Так же частично использую на уроках такой прием, как привлечение учащихся к раскрытию содержания урока путем использования заранее подготовленных сообщений и докладов, что в дальнейшем, в старших 10-11 классах учащиеся гораздо быстрее и с понятием готовятся к урокам- семинарам, урокам-конференциям, у них уже есть опыт работы с дополнительным материалом.





3.Результативность

Работая по данной проблеме на уроках химии и во внеурочное время, я пришла к выводу, что использование интерактивных методов повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учащихся.




Анкета уровня мотивации на уроках химии показала следующие результаты:

Уровень мотивации учащихся (по методике Марковой А.К)





4.Заключение

Содержание, структура и логика функционирования процесса обучения обеспечивают эффективное и качественное решение задач образования, воспитания и общего развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных возможностей каждого школьника.

Теория и методика оптимизации вызывают у учителя необходимость диалектически изучать процесс обучения с разных сторон, в разных аспектах, требуют учёта в единстве всех объективных и субъективных факторов, умение видеть динамику учебно-воспитательного процесса (единство прошедшего, настоящего и будущего) и т. д.

Центральной в педагогике и методике является проблема активизации процесса обучения. Она связана с поисками и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих школьнику активную позицию в учебной деятельности.

В условиях средней общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание, методы и приемы обучения. Ведь от их определения в значительной степени зависит отбор содержания образования, они определяют структуру, методы и средства обучения. Сегодня, когда система школьного обучения претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.

Созданная система работы в ходе организации самостоятельной деятельности учащихся через формирование универсальных учебных действий на уроках химии показала, что реализация данной системы на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В процессе обучения ученики создают материалы (презентации, памятки, алгоритмы) и овладевают методами, которые они смогут использовать в своём дальнейшем обучении и при освоении других предметов

Использование такой системы работы даёт возможность преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами, при организации исследовательской деятельности у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания, приобретённые в ходе изучения других предметов.

Изучение индивидуальных способностей учащихся, их интересов приводит к повышению внутренней мотивации к обучению, развитию творческих способностей учащихся, личностных качеств ребёнка, в конечном итоге к повышению качества знаний.

Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я выстроила систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками.

Среди моих выпускников есть врачи, учителя химии, ветеринары, специалисты по экспертизе продовольственных товаров, будущие фармацевты

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на химических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.


5.Литература.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. М. Педагогика. 1984 г.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. Просвещение. М. 2002г.

  3. . Болготова В. С «Формирование универсальных учебных действий на уроке химии » http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html

  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М. Педагогика. 1987г.

  5. Пидкосистый П.И. Дидактика. Формы организации и обучение. Педагогика М. 2002г.

  6. Самсонова Н.Ю «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках химии» [Текст]http://festival.1september.ru/articles/579526

  7. Сензова П.О. Перспективные школьные технологии. М. 2001г.

  8. Смольянина Г.Н. «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии ».[Текст]учитель химии г.Мытищиhttp://www.uchportal.ru/pub/15-1-0-1073

  9. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках химии .- Москва: Просвещение, 1988г

  10. Хуторской A.B. Современная дидактика. Харьков 2001 г.



16