СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка через системно - деятельностный подход

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность требований, обязательных для реализации организации любого образовательного или воспитательного процесса. Необходимость реализации стандарта обусловлена тем, что в обучении важно создать равные условия для образования и воспитания для всех детей и чтобы эти условия соответствовали государственным требованиям, предъявляемым к образованию, и международным стандартам.

Новый стандарт помогает поднять образование на новый качественный уровень, позволяет четко конкретизировать результаты обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году, устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные. Личностный результат обучения иностранным языкам - те социальные компетенции, которые  формируются у  учащихся и которые они могут реализовать в результате обучения с опорой на английский язык. То есть, это формирование основ мобильной личности, которая может себя чувствовать уверенно в нашем небольшом мире, опираясь на изучаемый  язык.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка через системно - деятельностный подход»

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка через системно - деятельностный подход

Н.В. Свеженцева

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность требований, обязательных для реализации организации любого образовательного или воспитательного процесса. Необходимость реализации стандарта обусловлена тем, что в обучении важно создать равные условия для образования и воспитания для всех детей и чтобы эти условия соответствовали государственным требованиям, предъявляемым к образованию, и международным стандартам.

Новый стандарт помогает поднять образование на новый качественный уровень, позволяет четко конкретизировать результаты обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году, устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные. Личностный результат обучения иностранным языкам - те социальные компетенции, которые формируются у учащихся и которые они могут реализовать в результате обучения с опорой на английский язык. То есть, это формирование основ мобильной личности, которая может себя чувствовать уверенно в нашем небольшом мире, опираясь на изучаемый язык.

Метапредметные результаты - это те универсальные познавательные действия, которые нужны не только для овладения иностранным языком, но и другими учебными предметами. Универсальные учебные действия входят в метапредметные результаты, поскольку они не ограничены изучением только английского языка. Изучая английский язык, у ребёнка формируются универсальные учебные действия, что позволяет ему успешно овладеть другими предметами. Задача учителя - построить образовательный процесс таким образом, чтобы происходило развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

В 2010 году на первом уровне образования в МБОУ «Лицей № 10» города Белгорода был введён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Поэтому и работа по УМК серии FORWARD авторов Вербицкой М.В., Орловой О.В., Эббс Брайен, Уорелл Энн, Уорл Энн строится в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Приобщение школьников к новому социальному опыту с использованием английского языка, знакомство с миром зарубежных сверстников, зарубежным детским фольклором представлено:

- культуроведческой информацией в виде текстов, стихов, песен, отражающих текстовые языковые особенности и реалии страны изучаемого языка;

- содержанием английских комиксов, знакомящих с литературными персонажами популярных детских книг;

- заданиями, позволяющими сравнить и более глубоко осознать особенности родного языка.

Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

С введением стандарта второго поколения изменился подход к оценке планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

1) способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

2) умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково - символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

3) способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

4) умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты - это те элементы коммуникативной компетенции, которые необходимы учащимся. Коммуникативная компетенция состоит из 5 основных компонентов:

- лингвистический (знание слов, грамматики);

- дискурсивный (умение построить высказывание);

- прагматический (умение получить результат, убедить, переубедить);

- стратегический (умение сказать);

- социокультурный (умение общаться с представителями чужой культуры).

Коммуникативная компетенция учащихся с самого начала как научное понятие была разработана для того, чтобы понять, чему обучать и что измерять. Мы формируем ключевые и специальные компетенции. Ключевые компетенции нужны при овладении всеми предметами в начальной школе. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по иностранному языку в начальной школе должны отражать:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Результаты обучения по - разному оцениваются. Предметные результаты подлежат тестированию, проверке, аттестации. По этим результатам дети получают оценки.

Самоконтроль знаний учащихся, оценка самими учениками своих знаний и действий в процессе овладения учебным материалом развиты не достаточно. Самоконтроль важный педагогический элемент, который позволит повысить знания обучающихся. Задача учителя - научить детей самоконтролю, взаимоконтролю, формировать адекватную самооценку у обучающихся. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно -познавательных и учебно - практических задач.

Метапредметные и личностные результаты выявляем, анализируем с помощью педагогического наблюдения, диагностики, собеседования. По этим результатам мы не ставим учащимся отметки. Очень важно сделать вывод - мотивация усилилась или снизилась, что нужно изменить в образовательном процессе.

Считаем, что основная задача учителя иностранного языка сделать этот предмет интересным и любимым. Важно сформировать познавательную мотивацию с первых дней обучения иностранному языку и сохранение мотивации на всем протяжении курса. Учитель должен создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, верить в себя. Следует дать ученику постоянное ощущение успеха. Есть дети, которые требуют к себе особого внимания. Всем учащимся в школе должно быть комфортно. Каждый хочет быть счастливым. Учиться в обстановке радости - требование стандарта. Необходимо использовать педагогическое воздействие в качестве стимула, а не в качестве критики.

Чтобы сделать предмет более интересным надо использовать аудиовизуальные средства, познавательные игры, страноведческий материал. Считаем, что необходимо огромное внимание уделять внеклассной работе по предмету. Важно формировать у школьников современную картину мира.

Таким образом, к учителю общество и государство предъявляет особые требования. Качество обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношением между учителем и учащимися. Достижение поставленных стандартами результатов прямо пропорциональны творческой отдаче педагога, его профессиональной компетентности. Начальный этап является самым важным в обучении иностранному языку. В зависимости от того насколько интересна будет спланирована учителем работа в начальной школе, зависит стремление детей говорить на иностранном языке.


ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение.

2. Копылова В.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования // ИЯШ. 2010. №5.

3. Мильруд Р. Методические рекомендации по реализации ФГОС начального образования для учителей английского языка [Электронный ресурс]. -http://www.prosv.ru /info.aspx?ob_no=30050

4. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М: Академкнига, 2010.