СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию мотивации учения младших школьников .  Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.                   Предназначена для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО»


Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО.




Содержание


Введение 3

Глава 1. Формирование мотивации учения младших школьников

в условиях реализации требований ФГООС НОО

1.1 Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

1.2 Этапы учебной деятельности, способствующих развитию мотивации.

Глава 2. Организация учебного процесса с использованием приёмов, способствующих развитию мотивации.

2.1 9

2.2 13

2.3 18

Заключение…………………………………………19

Литература 20

Приложения 21



















Цель : создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников.

      Задачи:

  • формировать учебно - познавательные мотивы;

  • способствовать удержанию внутренней позиции ученика;

  • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;

  • формировать самосознание и адекватную самооценку;

  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;

  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.









Содержание.

1.Введение

2. Формирование мотивации учения как основа развития личности младших школьников.

  • Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

  • Организация учебного процесса с использованием приёмов, способствующих развитию мотивации.

  • Комплекс методик для выявления мотивации деятельности.

3.Заключение.











1.Введение.

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, т.е. является важнейшим аспектом современного обучения. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И каждый учитель должен это учитывать.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

  • Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • Самостоятельно критически мыслить;

  • Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

  • Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

  • Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • Грамотно работать с информацией;

  • Быть коммуникабельным.

Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

В ФГОС второго поколения изменен концептуальный подход к самой учебной деятельности. Организуя системно-деятельностный подход в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. Таким образом, субъектно- объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создаёт среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно





Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО.

1.Понятие мотива и мотивации.

 

Понятие "мотивация" рассматривается многими педагогами и психологами (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.А., Асеев В.Г., Божович Л.И. и др.), но в различных аспектах.

 

По мнению Н.Ц. Бадмаевой, мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и так далее[1].

 

Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта[2].

 

В психологии есть и другие определения понятия «мотив». Так, Л.И. Божович определила, что понятие «мотив» включает в себя намерения, представления, идеи, чувства, переживания; П.А. Рудик - желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; В.С. Мерлин - побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий[3].

 

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

 

Психологи выделяют два типа мотивации[4]:

 

 1) внешнюю мотивацию и, соответственно, внешне мотивированного поведения и

 

 2) внутреннюю мотивацию и, соответственно, внутренне мотивированного поведения.

 

Внешняя мотивация

 

Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.

 

Внутренняя мотивация

 

 Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом, — это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации4. Следовательно, на формирование внутренней мотивации должна быть направлена деятельность учителя. Внешние же мотивы могут быть лишь значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе.

 

Мотивация играет важную, возможно определяющую, роль в образовательном процессе. А.С. Герасимова замечает, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесс[5].

 


1. 1. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Если говорить о младшем школьнике, то практически каждый ребенок испытывает положительные эмоции при поступлении в 1 класс. Каким радостным видится ему 1 день в школе. Но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе. Новые яркие книжки, тетрадки, ранец.

Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.

В этот период очень важно, чтобы не образовалась прочная внутренняя связь между учебной ситуацией, негативным ответом, плохой отметкой, тягостным чувством.

Постепенно учение приобретает будничный, повседневный характер. Упражнения, повторения домашнего задания. Интересно делать далеко не все. Но делать – то все равно надо. В ребенке возникает чувство тревожности. Оно тяготит, обессиливает. И чтобы избавиться от этого чувства, избежать неудачу, ребенок выполняет домашнюю работу, учит стихи и т.д.

Такое бучение становится формальным, ориентированным не на смысл знаний, а на готовый результат. Как важен на пороге школы успех в новой деятельности, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы на новом поприще. Но этот успех, выраженный через отметку, таит огромную опасность, потому, что ребенок соотносит ее не столько с конкретным успехом, сколько со своей персоной. Некоторые дети начинают учиться не ради знаний, а ради отметок. Их подгоняет общественный престиж, высокий уровень притязаний.

Очень тревожит и тот факт, что всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный     вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным факторам переходят к интересу, закономерностям, принципам. Уже в младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительной литературы.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения “для себя”, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получать главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1, 2 классах и заметно снижается в 3 классе. Почему это происходит?

Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено.

Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.

Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний.













1.2 Этапы учебной деятельности.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности её необходимо строить из следующих этапов.

  • -мотивационного;

  • -операционно-познавательного;

  • -рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

Создание проблемной ситуации, формулировка основной учебной задачи, самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придётся изучать и осваивать, какова основная учебная задача.



На операционно-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа зависит главным образом от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной.



Рефлексивно-оценочный этап – это итоговый этап в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать собственную учебную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами. Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.











2.Организация учебного процесса с использованием приёмов, способствующих развитию мотивации.

Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.

В начале урока перед детьми ставится проблема. Противоречие, возникшее в результате выдвинутых гипотез, заставляет задуматься и искать выход из затруднения, что способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, также обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается). В результате такой работы воспитывается способность к обобщениям и выводу, что положительно воздействует на внутреннюю мотивацию. Причём можно использовать различные приёмы:

Удивляй”.

Нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например: На уроке окружающего мира при изучение темы: “Вода” Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

- Это был правдивый рассказ? (нет)
- А теперь посмотрите в окно!

Разве мы с вами не ходим по воде? ( Да, снег это вода, только в твёрдом состоянии.)

Отсроченная отгадка”.

В начале урока учитель дает загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Лови ошибку”.

Учитель преднамеренно сделал ошибку. Ошибку аргументируют учащиеся, привлекаются новые доказательства правоты, как бы растет “снежный ком”. В результате доказательств учащиеся приходят к истинному суждению

Эвристическая беседа”.

В ходе этой беседы учащиеся привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Ставится перед детьми проблема, излагается учебный материал, с помощью отдельных вопросов, выполняя практические задания, дети включаются в процесс поиска.

Игры-тренинги”.

Учебный мозговой штурм. Учащимся предлагается задача, делится на группы класс. Основное правило никакой критики. Каждая группа обсуждает проблему. Затем:

І Этап: Создание банка идей.
II этап: Анализ идей.
III этап: Обработка результатов.

Очень большую роль играют, приёмы, основанные на общении, взаимодействии педагога и учащихся:

Оценочные обращения, поощрения, связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями.

Дифференциация обучения может оказать неоценимую услугу актуализации мотивационных ресурсов значительной части учащихся. Урок русского языка “Склонение имён существительных”.

I. Уровень – Определить склонение и падеж имен существительных у данной группы слов;
II. Уровень – Подобрать и записать к словам синонимы и определить склонение и падеж у этих слов;
ІІІ. Уровень – Используя данные слова, составить рассказ из5 – 6 предложений. Определить склонение и падеж имен существительных.

Развивает внутреннюю мотивацию учащихся, ситуация свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащими учащимися, даёт им возможность, проявить самостоятельность. Активизирует мыслительную деятельность. Так на уроке литературного чтения предложить на выбор выучить любое стихотворение С. Есенина. Урок, несомненно, проходит интереснее. В течение 40 минут, дети имеют возможность познакомиться с несколькими произведениями поэта.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.



Таблица-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Например:

Имя существительное


Часть речи

Вопросы кто? что?

Изменяется по числам


Бывает женского, мужского, среднего рода


Как еще изменяются существи-

тельные?




«Плюс. Минус. Интересно»



Плюс

Минус

Интересно




Рефлексия содержания учебного материала

  • 1.  сегодня я узнал…

  • 2.  было интересно…

  • 3.  было трудно…

  • 4.  я выполнял задания…

  • 5.  я понял, что…

  • 6.  теперь я могу…

  • 7.  я почувствовал, что…

  • 8.  я приобрел…

  • 9.  я научился…

  • 10.  у меня получилось …

  • 11.  я смог…

  • 12.  я попробую…

  • 13.  меня удивило…

  • 14.   урок дал мне для жизни…

  • 15.  мне захотелось…

 











Комплекс методик для выявления мотивации деятельности.

Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 1

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся 4-х классов.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда



Отношение к предмету

Математика

Чтение

Русский

Окружающий мир

Другие

А

  1. На уроке бывает интересно






  1. Нравится учитель






  1. Нравится получать хорошие отметки






Б

  1. Родители заставляют учиться






  1. Учусь, т.к. это мой долг






  1. Предмет полезен для жизни






В

  1. Узнаю много нового






  1. Заставляют думать






  1. Получаю удовольствие, работая на уроке






Г

  1. Легко дается






  1. С нетерпением жду урока






  1. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель








МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 2

Цель: изучить уровень отношений к предмету.

Рекомендовано для 4-х классов


АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ




Отношение к предмету

Математика

Чтение

Русский

Окружающий мир

Другие

А

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам






Б

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу






В

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач






4. Проявляю интерес к обобщениям и законам






Г

5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания






6. Испытываю интерес к самообразованию







А – ситуативный интерес; Б – учение по необходимости; В – интерес к предмету;

Г – повышенный познавательный интерес.


Ценность микроисследования в том, что использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование уровня мотивации УД(е).

МЕТОДИКА

«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(«Психологические аспекты деятельности классного руководителя». – М., 1996)

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям».


АНКЕТА

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

  2. Учусь потому, что заставляют родители.

  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

  10. Учусь потому, что хочу больше знать.

  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:


1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4, 5

б) мотивация благополучия – 1, 11

в) престижная мотивация – 6, 12

г) мотивация содержания – 7, 10

д) мотивация процессом – 2, 9

е) узкие социальные мотивы – 3, 8.


2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям:

а) богатство и разнообразие мотивов;

б) социальная ценность мотивов;

в) присутствие в структуре мотивации познавательных процессов.













3.Заключение.



Исследования, проведённые, психологом школы показывают, что в результате использования данных приёмов, у учащихся увеличивается доля мотива, связанного с содержанием учебной деятельности; хочу всё знать, люблю узнавать на уроке всё новое. А доля мотивации, связанная с игровой деятельностью снижается. Значит, в процессе обучения были созданы подходящие условия для формирования мотивации учения. Ещё педагог А. Валявский говорил, « Педагог, навязывающий свои знания ученику, говорит как бы в никуда, учит как бы никого» Наличие устойчивой учебной мотивации -залог успешности обучения.