Колмакова Жанна Владимировна, КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», преподаватель английского языка.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью внеклассной работы по иностранному языку является развитие и углубление интереса учащихся к иностранному языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка. Внеклассная работа по английскому языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Вопросами организации внеклассной работы по иностранному языку занимались и занимаются многие специалисты в области методики преподавания иностранных языков. Внеклассная работа способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе и расширению языковой среды. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения английскому языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков, что в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на английском языке. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу.
Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования.
В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой, знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народа, язык которого изучается.
Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Современную жизнь уже невозможно представить без Интернет. Для современных учащихся Интернет — это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Этим увлечением Интернет и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у учащихся познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать Интернет в учебной и внеурочной деятельности. Учитель должен воспитывать у учеников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы. В результате чего будут расширяться способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. Расширяются знания, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по английскому языку.
В основу организации внеклассной работы положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в “жизнеподобных” ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины, декады по ИЯ, устный журнал, олимпиады, турниры, учебные конференции, обзор научно - популярных статей в периодической печати (обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию), пресс - центр, круглый стол, дискуссия (содействует социализации учеников, включает их в сопереживание проблемами общества, приобщает к активному преобразованию действительности).
С целью активизации речемыслительной деятельности учащихся на старшем этапе обучения можно применить такую интересную форму работы как экскурсии. Экскурсию можно провести по разным темам, не выходя из аудитории. Экранный вариант позволяет проводить их в любую погоду. В этом случае используются видеофильмы, открытки или фотографии. Экскурсии помогают связать внеклассную работу с учебой. Экскурсоводами можно выбрать учащихся, хорошо владеющих английским языком. Обратить внимание на произношение, на темп речи, на умение быстро реагировать на вопросы. Студенты знакомятся с дополнительной лексикой по соответствующей тематике, учат текст. Таким образом, они готовятся к роли гидов. Работа с привлечением фактов из жизни побуждает учащихся охотно высказываться на английском языке. Таким образом, вовлечение учащихся в общение повышает их интерес к занятиям.
Большим стимулом к активной работе по овладению умениями и навыками является проведение конкурсов. Задания на конкуpс носят разнообразный характер: могут относиться к чтению, устной речи (монологу, диалогу, полилогу), могут касаться темпа речи, ее объема, времени произнесения, формы предъявления информации. Как правило, задания выполняются учащимися охотно и с большой ответственностью. Большой интерес у ребят вызывают конкурсы на лучшего чтеца и переводчика стихотворений. Переводы стихов дают хороший стимул развитию творческих способностей учащихся, так как они порой не знают сами, насколько они талантливы. Если не получается перевод в стихах, можно сделать красивый литературный перевод. За это непременно поощряются хорошими оценками. Разучивание стихов способствует более прочному запоминанию фонетического, лексического и грамматического материала, воспитывает у учащихся чувство прекрасного, любовь к поэзии.
Другой формой внеурочной деятельности является Неделя английского языка. Каждый день учащиеся окунаются в среду иной культуры и народа, декламируют стихи, поют песни, участвуют в викторинах, конкурсах. Такие приемы и методы способствуют преодолению учащимися страха перед неудачей и активному участию в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах разного уровня.
Материал, используемый на внеклассных мероприятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальность, склонности и уровень подготовки учащихся по языку. Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), специфики внеклассной работы являются одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.
Внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по различным предметам в работе кружков, клубов обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению активности и интереса к ней учащихся и качества её проведения.
В формировании познавательного интереса учащихся к иностранному языку приоритетную роль играет использование различных систем и технологий обучения. Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, необходимо сделать урок и внеурочное занятие интересным, нестандартным, внедрять такие технологии, которые направлены на гарантированное достижение намеченных результатов. Выбор технологии в учебной и внеурочной деятельности зависит от целей и задач, поставленных на определённом этапе.
Сложность организации процесса обучения иностранному языку состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования студентов. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.