Одной из главных задач, которую решаю я, как педагог логопедической группы, конечно же, является развитие речи. Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на коррекцию заикания и формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы включают в себя следующие упражнения:
1. Расслабляющие движения (релаксация). Для достижения состояния спокойствия у детей мною была сделана «Подборка игр и упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения». Их цель - научить произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного эмоционального напряжения, добиваться состояния общего покоя. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
2. Дыхательные упражнения. Их цель - воспитание навыков правильного полного вдоха и правильного выдоха; навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом; формировать навыки носового дыхания; укреплять дыхательный аппарат, выполняя дыхательные упражнения с движением; развивать продолжительный речевой выдох.
3.Голосовые упражнения. Их цель - развивать полнозвучное произношение гласных звуков, отрабатывать слитность, длительность произнесения нескольких гласных звуков.
4.Речевые упражнения. Их цель - развивать умение чередовать повышение и понижение голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание), умение произносить слова мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, чётко артикулируя каждый звук, совершенствовать темп и ритм речи (учить двигаться в заданном темпе, сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе, проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме), развивать координацию речи с движением.