«Формирование целостного представления о малой родине через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время дети много знают про компьютерные игры и Интернет, но мало знают про улицу, на которой они живут (почему и в честь кого она так названа), о своем городе и его достопримечательностях, и о своей стране. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
Любовь к своему дому, к детскому саду, чувство гордости за город в котором ты родился – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками. Это будет первым шагом на пути формирования патриотизма и любви к Родине.
Исходя из всего этого, была разработана система работы, которая наиболее успешно способствовала развитию и формированию целостного представления о малой Родине. Наиболее эффективным методом является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Была поставлена цель:
Формирование целостного представления о малой Родине через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:
Формировать знания детей о малой Родине через различные виды деятельности.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
3. Развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способности чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
4. Формировать систему элементарных знаний об исторических, культурных, природных, географических особенностях родного края.
5. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком, повышать активность родителей в воспитании у детей любви к своей малой и большой Родине.
6. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Почему проектная деятельность? Потому что проект позволяет раскрыть свои возможности не только воспитателям, но и детям, а так же их родителям.
Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.
Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала.
Для родителей: позволяет привлекать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада, способствует повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Годовой проект «Моя малая Родина» включает в себя шесть краткосрочных проектов, реализуемых в течение года согласно годовому тематическому планированию.
«О чем рассказывают улицы нашего города?» Цель проекта познакомить детей с историей возникновения улиц родного города.
«Белоствольная красавица» Цель проекта расширить представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном применении.
«Мой друг самовар» Приобщать детей к русскому народному фольклору. Знакомить с элементами русского народного быта. Обогащать и уточнять представления детей об истории возникновения самовара.
«Каргопольская тетерка» Познакомить с народными традициями и обычаями, связанными с приходом весны.
«Мой космический город» Знакомить детей историей возникновения города Мирный, его достопримечательностями, людьми, прославившими наш город.
«И помнит мир спасенный» Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны
Работа над всеми проектами была построена следующим образом:
Работа с детьми, педагогами и работа с родителями.
Работа с детьми включала в себя первое ознакомительное занятие по проекту, экскурсии, продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликации), сюжетно-ролевые и дидактические игры и итоговое заключительное игровое занятие или развлечения.
Работа с родителями. Родители помогали нам в организации и проведении экскурсий, помогали в оформлении выставок в группе. С их помощью мы пополнили и обновили развивающую среду группы.
Работа с детьми.
Ознакомительные занятия. На этих занятиях мы вместе с детьми знакомились с историей своего города, его достопримечательностями. Читали стихи про белоствольную красавицу березу, пели песни про русский самовар. Узнали, как и для чего делают тетерки. И почему началась Великая Отечественная Война.
Всей группой мы ходили на прогулки по улицам города, знакомились с названиями улиц и узнавали, почему они так названы. В нашем городе много памятных мест и памятников основателям космодрома. В Детском Доме творчества есть краеведческий музей, куда мы ходили на выставку самоваров.
Наблюдать за белоствольной красавицей мы ходили в городской парк к озеру Плесцы.
После всего увиденного мы отображали свои впечатления в творческой деятельности. Сделали коллективную аппликацию под названием «Улицы нашего города». Рисовали белую березу и дополняли свои работы аппликацией (в технике обрывания делали снег и сугробы).
Раскрашивали самовары, выполнили коллективную аппликацию «Самовар на столе». И даже делали шаркунки из бересты.
Вместе с детьми мы изготовили аппликацию «Сказочный космос». Подарили ветеранам открытки к 9 мая, сделанные своими руками. Сделали пластилиновый макет поля боя.
Но как, же в детском саду без игры? Мы искали по фотографиям знакомые улицы, строили из мягких модулей город, так как наш город связан с космосом, мы не могли не построить космические корабли.
Самыми запоминающимися играми стали: для мальчиков игра в танки на макете, а для девочек сюжетно-ролевая игра «Семья у самовара».
Чтобы дети лучше запомнили материал, были проведены развлечения «Дорожная азбука нашего города», на котором дети решали вместе с героями проблемные ситуации, возникающие на дорогах. На празднике «Люблю березу русскую» пели песни, водили хороводы вокруг березы, вспоминали русские народные обычаи, связанные с березой.
Развлечение «Юные космонавты» было организовано вместе с инструктором по физическому воспитанию и проходило в спортивном режиме. Самым вкусным и красочным стал праздник «Русский самовар». Как в русской избе без самовара и блинов? На празднике прошел конкурс на самые вкусные блины, которые приготовили наши мамы.
Был проведен мастер класс для детей родителей по изготовлению тетерок – ржаного ажурного обрядового печенья.
Перед празднованием Юбилея Победы состоялся конкурс чтецов, на котором дети представили стихи о войне.
Работа с родителями.
В рамках проектов родители помогли организовать и провести выставки «Мой город», «Космос», «Изделия из бересты».
Выставку «Самоваров», «Тетерок», макетов отражающих боевые действия Великой отечественной Войны.
Результатом всей проведенной работы стала организация в группе мини-музея «Моя малая Родина»В котором представлены все наработанные материалы.
Мы планируем дальше продолжать работу по проекту, пополнять музей, сотрудничать с родителями и с коллегами.