СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся компетентности «личностного самосовершенствования» на уроках истории, обществознания и в проектной деятельности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель выступает  как проводник с его духовными ценностями и приоритетами.

Личностные компетенции позволяют:

-Лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;

-Улучшать представление о себе, чувствовать  большую уверенность в своих силах;

- Находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся компетентности «личностного самосовершенствования» на уроках истории, обществознания и в проектной деятельности.»

Тема моего выступления:

Формирование у учащихся компетентности «личностного самосовершенствования» на уроках истории, обществознания и в проектной деятельности.

« КТО не думает о далёком будущем, тот его не имеет» - говорили древние.

Наши дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь, очень важно. Именно на развитие учащихся, становление как личности, улучшении качества образования и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся.

Компетенция – это набор, так нами знакомых ЗунОВ , а Компетентность – это владение человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки



Компетенция личностного самосовершенствования

Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом выступает ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ЕГО НЕПРЕРЫВНОМ САМОПОЗНАНИИ, РАЗВИТИИ НЕОБХОДИМЫХ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ФОРМИРОВАНИИ психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Учитель выступает как проводник с его духовными ценностями и приоритетами.

Личностные компетенции позволяют:

-Лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;

-Улучшать представление о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;

- Находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

- Избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;

- Преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;

-Видеть больше выбора в различных ситуациях.



Преподавание истории и обществознания открывают для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся. Формировать личностные компетенции, развивать их. В своей работе я использую как традиционные формы обучения и воспитания так и новые технологии.

К нестандартным урокам можно отнести: ( урок – деловая игра, урок – семинар, урок – круглый стол и др.) На них дети могут быть: зрителями, писателями, художниками, актерами. Они берут ответственность на себя, принимают решения, действуют и работают в коллективе ведомым и ведущим, выдвигают гипотезы, критикуют, оказывают помощь другим, учатся обучаться. Тем самым происходит формирование личности, развиваются личностные компетенции, среди них и компетенция личностного самосовершенствования. Например на уроке можно использовать

  1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ с «лишними датами» В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжали наступление на другие страны Европы?

1) 1222 – 1223г. 2) 1237 – 1238г. 3) 1240 – 1241г. 4) 1279 – 1280г.



2.Ученики могут составлять тест с правильными и не верными ответами, или задания направленные на формирование хронологических знаний.

В какие годы проводились зарубежные походы российских войск? Укажите две верные даты из 4 предложенных .

1)1808 – 1809г. 2) 1813 – 1814г. 3) 1848 – 1849г. 4) 1853 – 1856г.

3. Задания которые позволяют прослеживать причинно – следственные связи и закономерности общественного развития.

4. Задания позволяющие производить работу с историческими и юридическими документами и осуществлять его самостоятельный разбор.

Например при изучении темы ВОВ на уроке истории в 11 классе.

Можно поставить проблемный вопрос? Почему? имея численный перевес, хорошо оснащенную армию, материальную базу, фашисты проиграли?

- Ученики излагают различные точки зрения, делают сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляют факты. Ученики формируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для её аргументации. Ведущими методами на таких уроках становятся:

- Диалогический метод ( ученики решают с помощью преподавателя поставленную учителем проблему)

-Эвристический метод ( ученики сами решают проблему)

Поисково – исследовательский метод ( ученики самостоятельно ставят и решают проблему.

-----Или приём экспресс – дискуссии

Например изучая тему – «Внешняя политика России на современном этапе» провожу экспресс – дискуссию между представителями двух различных точек зрения: сторонниками «Россия занимает благоприятные геополитические позиции и имеет влияние в мире» и их противниками: «лишь один фактор заставляет считаться с Россией – наличие у неё ядерного оружия». Возможность развития данной компетенции присутствует при работе над любой темой урока.

Если на уроке ученик чувствует себя успешным, то это развивает у него компетенцию личностного самосовершенствования. Для этого нужно регулярно выполнять домашнее задание. А это определенные волевые усилия. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества = самостоятельность, решительность действий, чувство ответственности.





Во внеурочной деятельности я так же пытаюсь развивать их творческие способности , привлекая к участию в конкурсах школьного, районного и областного уровней, олимпиадах и проектной деятельности.

Наши проекты в прошлом году…….

Наши достижения …….

Они позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных к изучению отечественной истории и обществознания.

В заключении несколько правил, которые стали для меня необходимыми в работе над формированием личностных компетенций учащихся:

  1. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

  2. Приучить учеников думать и действовать самостоятельно.

  3. Поощрять исследовательскую работу учеников.

  4. Чаще показывать ученикам перспективы их обучения, объяснять, что каждый человек найдет своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.