Тема моего выступления:
Формирование у учащихся компетентности «личностного самосовершенствования» на уроках истории, обществознания и в проектной деятельности.
« КТО не думает о далёком будущем, тот его не имеет» - говорили древние.
Наши дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь, очень важно. Именно на развитие учащихся, становление как личности, улучшении качества образования и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся.
Компетенция – это набор, так нами знакомых ЗунОВ , а Компетентность – это владение человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Компетенция личностного самосовершенствования
Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом выступает ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ЕГО НЕПРЕРЫВНОМ САМОПОЗНАНИИ, РАЗВИТИИ НЕОБХОДИМЫХ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ФОРМИРОВАНИИ психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Учитель выступает как проводник с его духовными ценностями и приоритетами.
Личностные компетенции позволяют:
-Лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;
-Улучшать представление о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;
- Находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;
- Избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;
- Преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;
-Видеть больше выбора в различных ситуациях.
Преподавание истории и обществознания открывают для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся. Формировать личностные компетенции, развивать их. В своей работе я использую как традиционные формы обучения и воспитания так и новые технологии.
К нестандартным урокам можно отнести: ( урок – деловая игра, урок – семинар, урок – круглый стол и др.) На них дети могут быть: зрителями, писателями, художниками, актерами. Они берут ответственность на себя, принимают решения, действуют и работают в коллективе ведомым и ведущим, выдвигают гипотезы, критикуют, оказывают помощь другим, учатся обучаться. Тем самым происходит формирование личности, развиваются личностные компетенции, среди них и компетенция личностного самосовершенствования. Например на уроке можно использовать
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ с «лишними датами» В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжали наступление на другие страны Европы?
1) 1222 – 1223г. 2) 1237 – 1238г. 3) 1240 – 1241г. 4) 1279 – 1280г.
2.Ученики могут составлять тест с правильными и не верными ответами, или задания направленные на формирование хронологических знаний.
В какие годы проводились зарубежные походы российских войск? Укажите две верные даты из 4 предложенных .
1)1808 – 1809г. 2) 1813 – 1814г. 3) 1848 – 1849г. 4) 1853 – 1856г.
3. Задания которые позволяют прослеживать причинно – следственные связи и закономерности общественного развития.
4. Задания позволяющие производить работу с историческими и юридическими документами и осуществлять его самостоятельный разбор.
Например при изучении темы ВОВ на уроке истории в 11 классе.
Можно поставить проблемный вопрос? Почему? имея численный перевес, хорошо оснащенную армию, материальную базу, фашисты проиграли?
- Ученики излагают различные точки зрения, делают сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляют факты. Ученики формируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для её аргументации. Ведущими методами на таких уроках становятся:
- Диалогический метод ( ученики решают с помощью преподавателя поставленную учителем проблему)
-Эвристический метод ( ученики сами решают проблему)
Поисково – исследовательский метод ( ученики самостоятельно ставят и решают проблему.
-----Или приём экспресс – дискуссии
Например изучая тему – «Внешняя политика России на современном этапе» провожу экспресс – дискуссию между представителями двух различных точек зрения: сторонниками «Россия занимает благоприятные геополитические позиции и имеет влияние в мире» и их противниками: «лишь один фактор заставляет считаться с Россией – наличие у неё ядерного оружия». Возможность развития данной компетенции присутствует при работе над любой темой урока.
Если на уроке ученик чувствует себя успешным, то это развивает у него компетенцию личностного самосовершенствования. Для этого нужно регулярно выполнять домашнее задание. А это определенные волевые усилия. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества = самостоятельность, решительность действий, чувство ответственности.
Во внеурочной деятельности я так же пытаюсь развивать их творческие способности , привлекая к участию в конкурсах школьного, районного и областного уровней, олимпиадах и проектной деятельности.
Наши проекты в прошлом году…….
Наши достижения …….
Они позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных к изучению отечественной истории и обществознания.
В заключении несколько правил, которые стали для меня необходимыми в работе над формированием личностных компетенций учащихся:
На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Приучить учеников думать и действовать самостоятельно.
Поощрять исследовательскую работу учеников.
Чаще показывать ученикам перспективы их обучения, объяснять, что каждый человек найдет своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.