СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нагдядности  на уроках английского языка и создание благоприятного психологического климата является важной частью при развитии навыков языковой компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС»

Доклад выступления на заседании УМО

Учителя английского языка Хажевой М.А.

Тема:Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС.

Последние десятилетия внесли в жизньобщества множество перемен,которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения.Активное развитие ребенка ,формирование основных качеств личности происходит в школьные годы,и во многом зависит от той психологической атмосферы,которая создается на уроке.Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми.Атмосфера урока выступает необходимым условием,обеспечивающим развитие школьника:ребенок либо раскрывается,проявляет свои способности,активно сотрудничает с педагогом и другими учениками,либо замыкается,становится пассивным,отстраненным.

Воспитание по своей сути –коммуникативный процесс,основой которого является общение.Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников,оценивает их работу и поступки,информирует о происходящих событиях,помогает преодолеть трудности,не потерять веру в свои возможности.Урок –это прежде всего,деловое общение учителя с классом как с коллективом.Необходимо построить общение на уроке таким образом,чтобы ученики были вовлечены в учебный процесс.Для успеха общения педагога с учениками необходимо наладить связь посредством различных средств наглядности. Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Прежде чем ответить на вопрос, какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению, необходимо рассмотреть понятия важнейших терминов для данного исследования: “наглядность” и “коммуникативная мотивация”.“Наглядность не есть какое – то свойство или качество реальных объектов. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания”. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания”

Для того, Чтобы удивить,заинтересовать,и не пренебречь психологическими особенностями детей,я использую наглядный материал:разнообразные фильмы,игры,слайды,книги-все то,что оживляет общение на уроке. Такие средства наглядности, как перфокарта, ситуативные картинки, слайды, графопроектор, видеофильмы и компьютер предназначены для начальной и средней ступеней обучения. А так же не стоит принебрегать особенностям формирования интереса:избегая монотонность,не уходить в крайность,урок аудитории снижается.Поэтому вполне сочетаются различные приемы активизации внимания:шутка,красочный пример,неожиданное и яркое не должен принимать форму расхлябанного,продолжительного безделья.

Я стараюсь разделять урок на части,поскольку через 7-10 минут внимание снижается.Поэтому я сочетаю различные приемы для активизации внимания:сравнение,афоризм,метафора,рифма,рисунок,музыка.Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая или ролевая игра.Известный психолог Л.С. Выготский обьянял игру как»царство произвольности,свободы и воображения».

Это объясняется психологическими особенностями школьников, для которых применение наглядности при организации учебного процесса имеет исключительно важное значение. Участие детей в создании разнообразных ситуаций, когда они ощущают себя участниками событий, происходящих на уроке, включение в ролевую игру - все это способствует развитию мышления, активности учащихся. Растет интерес к изучению иностранного языка.

Принцип наглядности был впервые сформулирован Я.А. Коменским, который утверждал, что он является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им «золотое правило» гласит: всё видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, то есть требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель.

Но, по утверждению В.И. Загвязинского , принцип наглядности требует верного соотношения между конкретным и абстрактным и поэтому включает переход от чувственно-конкретного, в освоении которого широко используется естественная и изобразительная наглядность, к абстрактному, в освоении которого существенная роль условной, схематической и символической наглядности, а также противоположный переход от абстрактного к конкретному.Переход от изобразительной наглядности к схематической Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения.

А.П. Старков считает, что при обучении иностранному языку наглядность является не только основным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи.

По мнению Г.В. Роговой, наглядность способствует восприятию образа слова вместе с его предметным значением.

И.А. Зимняя выделяет следующие направления использования наглядности при обучении иностранному языку:

        - создание речевого образца (произносительного, интонационного, лексико-грамматического);

        - ограничение круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему; создание опоры (логической последовательности, определение объекта высказывания); создание стимулирующей высказывание ситуации общения.

Наглядность в целях запоминания иноязычных слов. Наглядный показ предметов или их изображений, обозначаемых словами иностранного языка, более продуктивно узнаются и воспроизводятся эти слова. (необходимо усвоить внешнюю и внутреннюю структуру слова).

Наглядное пояснение языковых правил.Таблицы с выделяемыми на них окончаниями слов или с различными их морфологическими структурами; всевозможные грамматические и синтаксические схемы, поясняющие структуру разнотипных предложений, порядок слов в предложениях; учебные кинофильмы и т.п. Использоваться они должны только тогда, когда преподаватель знакомит учащихся с теорией языка.

Наглядная иллюстрация к иноязычной речи. А. П. Старков рекомендует использовать ситуативную наглядность. В качестве иллюстративного материала могут быть использованы следующие пособия:

        а) макеты, и муляжи, а также всевозможная бутафория и различные игрушки.

        б) некоторые технические средства, преимущественно диафильмы с иноязычными титрами, а также и недублированные художественные, кинофильмы.

Языковая наглядность. Учителю необходимо наглядно демонстрировать учащимся, как именно изучаемый иностранный язык может и должен использоваться в качестве средства общения.На занятиях учащиеся должны постоянно слушать, говорить, читать и писать на иностранном языке.

Средства наглядности помогают решать многих задачи, как психическая активность учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение мотивации к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания лексического материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Для стимулирования обучения с учетом возрастных особенностей на начальном этапе необходимо использовать принцип наглядности. Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Наглядность в процессе обучения иностранному языку должна применяться во всех ее видах. Но нужно избегать использования наглядности в целях раскрытия смысловой стороны иноязычных слов. Использование наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Средства наглядности помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация процесс обучения.

Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, говорит “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать “Repeat once again!”, дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Для четкости учитель может хлопать в такт, притопывать ногой. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Еще одним эффективным средством наглядности является slide vocabulary technique. С помощью программы Microsoft Power Point учитель может создавать презентации по заданной теме, которая выводится на формат интерактивной доски Smart Board. Исходя из практического опыта, я могу сказать, что такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Урок по теме “семья” можно начать с презентации новой лексики. В первую очередь слово мигает несколько раз, дети хором проговаривали его, запоминая его произношение и написание.

Далее слово появлялось на слайде с соответственно подобранной картинкой или фотографией. А затем и его перевод. Вводя такие лексические единицы как to get married, to divorce, husband, wife, можно показывать фото знаменитых личностей, просить описать их факты из их личной жизни, используя вокабуляр. Ученики мгновенно активизируются, включаются в работу. Это очевидно, потому что содержание данных слайдов максимально приближено к реальной жизни. Слайды мотивируют ребят на дальнейшую работу на языке, на высказывание своего мнения и отношения к теме.

Метод “разрезного предложения” также является одним из эффективных и интересных средств наглядности. Учитель разрезает предложение на слова, и дает ученикам по одному слову, затем просит выйти и составить цельное предложение. Этот прием очень нравится как учащимся младших классов, так и старшеклассникам. Они сразу оживляются, стараются составить предложение быстрее.

Наше профессиональное воображение и фантазия играет огромную роль в создании средств наглядности. Например, изучая различные фразы и выражения, можно показывать ученикам картинки зашифрованной фразой, а они должны описать ситуации, используя выученный материал. Например, изучая такие фразы как “to feel like doing something”, “to be to somebody׳s liking”, фото женщины, которая заглядывает в холодильник, они описывали как: “She feels like eating something”. А картинку, на которой девушка держит платье и говорит “I like it!” – “The dress is to her liking”.Еще одним видом внешней наглядности является фильм – эпизод, видео. Известно, что для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность.Важным аспектом в процессе изучения иностранного языка является расширение словарного запаса, на что можно давать задания – найти английский вариант всех слов, которые ученики увидели в видеофрагменте. На следующем уроке учащимся можно предложить кратко пересказать содержание видео – эпизода, используя найденные слова, а также в нескольких предложениях выразить свое мнение по поводу затронутой проблемы, сказать понравилось видео или нет, и почему. Данный вид наглядности является очень эффективным для учеников средней и старшей школы, ребята с удовольствием смотрят и обсуждают видео, предназначенные не для смеха и развлечения, а для серьезных рассуждений и мыслей.

Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают пакеты с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить в индивидуальном порядке, в парах, в микро – группах. Также ребятам могут быть выданы листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны были использовать в своем мини монологе. 10 минут можно отвести на оформление коллажа, наклеивание картинок, 10 – на этой теме, которые они помнили. Было важно, чтобы выступающие сумели объяснить, почему выбрали ту или иную иллюстрацию. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. В итоге мы достигаем изначально поставленной целей – составления собственного высказывания по собственной программе, расширения вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений, а также развития воображения и творческих способностей учащихся. Проанализировав эффективность и место наглядности на уроке английского языка, я могу сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее,а самое главное формирует эмоционально-психологический климат на уроке.


Список литературы

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991. – 223 с.

  2. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении: Ист. аспект. // Начальная школа плюс до и после. 2004, № 4. стр.1–5.

  3. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе.– 1990.– № 5.– с. 41–45.

  4. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: изд-во МГУ, 1981. – 134 с