СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ как механизм, обеспечивающий непрерывность процесса совершенствования качества образования в МАОУ – гимназии №13

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ как механизм, обеспечивающий непрерывность процесса совершенствования качества образования в МАОУ – гимназии №13»

Кузнецова Марина Викторовна,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

МАОУ – гимназии №13

г. Екатеринбурга




ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

как механизм, обеспечивающий непрерывность процесса совершенствования качества образования в МАОУ – гимназии №13



Современная образовательная модель? Какая она? Каждый участник образовательных отношений уже принял ее новые условия и «примерил» на себя новые «роли». Центральная роль отведена ученику. Теперь он является центром этой модели, выступает в роли активного и самореализующегося человека. Учитель же занимает позицию тьютора, посредника, наставника, сотрудника. Обеспечивает обучающемуся возможность свободно проявлять свои душевные склонности, предлагает ребенку изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно. В нашей гимназии с самого первого дня пребывания ребенка в школе учитель открывает ученику доступ к оцениванию, способствует реализации всех направлений деятельсностоного подхода в обучении, включению детей в активный процесс оценивания своей собственной деятельности. Что же необходимо сделать для того, чтобы обучение стало центрированым на ученике? В статье представлены материалы, используемые учителями начальных классов нашей гимназии.

Организация урока с использованием приемов формирующго оценивания в начальных классах приводит учителя к современному тьюторскому движению, педагог отходит на второй план и занимает подчеркнуто недирективную позицию. Урок насыщается живой практикой. Именно это и привело к необходимость внедрения новой системы оценивания, как неотъемлемой части новой модели образования. Следует разделить несколько понятий, необходимых для более чёткого осознания сути проблемы. Что такое оценка и оценивание? Рассматриваем оценку, как определение ценности или значимости чего-нибудь. А оценивание, как любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Исходя их представленных понятий учитель четко формулирует основные задачи оценивания:

  • спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

  • обеспечить обратную связь;

  • оценить степень достижения намеченных целей;

  • оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

  • предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

На базе сформированных задач реализуются основные функции оценивания:

  • стимулирующая;

  • диагностическая;

  • проверка эффективности;

  • формирование у обучающегося адекватной самооценки и личностного образования;

  • мотивационная;

  • изменение межличностных отношений;

  • повышение статуса обучающихся.





В чем же принципиальное отличие формирующего оценивания? Оно формируются на основе ключевых характеристик, обеспечивающих реализацию главной цели:

Каждый учитель в гимназии осваивает четкий алгоритм создания формирующего оценивания на уроке. Именно это помогает реализовывать процесс оценивания с точки зрения полезности и информационности, т.к. оно дает информацию, которую ученик и учитель используют, как обратную связь для оценивания себя и друг друга, чтобы изменить деятельность преподавания. Учитель обеспечивает:

  • выявление планируемых результаты;

  • организацию деятельности ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;

  • сопровождение достижения учащимися результатов с помощью организованной обратной связи.

Используются основные группы методов формирующего оценивания, на базе которых каждый учитель создает новые и индивидуальные формы системы оценивания в своем классе.

Теперь каждый ученик в классе должен иметь доступ к инструментам оценивания, а сам процесс оценивания осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Принципиальными отличиями формирующего оцениванивания выступают:

Для повышения эффективности работы в процесс регулярно вовлекаются дети, организуется помощь в формировании собственного суждения о том, насколько хорошо они что-либо делают. Использование приемов формирующего оценивания упрощает процесс партнерского оценивания:

1. Предъявлены учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено;

2. Представлены учебные результаты – то, на что ученики будут способны после того, как выполнят то или иное задание;

3. Помогают определить, в чем ребенок был успешным и над чем ему надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Работа точно осуществляется с полным вовлечением в процесс всех детей в классном коллективе. На уроках в первом классе для организации своевременной обратной связи используются приемы рефлексии:

  • «Волшебная линеечка»

  • «Светофор»

  • «Лесенка успеха»

  • «Смайлики или солнышки»

  • «Радуга настроения».

Начиная со второго класса обучающимся предлагают к освоению прием «совместного целеполагания», на базе которого строится система критериального формирующего оценивания деятельности обучающихся на различных этапах урока. Реализуются эффективные стратегии ежедневного оценивания в ходе урока:

1. Вопросы: задаются, чтобы определить стартовые позиции детей и адаптировать преподавание к ним.

2. Наблюдение: легко оценить то, как происходит учение на уроке, легко составить определенный план для наблюдения за отдельными детьми.

3. Дискуссии: обсуждение выполненных работ вместе с детьми. Тут же идентифицируются все ошибки и неправильное понимание, показывается детям, что нужно сделать, чтобы улучшить свою работу.

4. Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения: поддерживается и развивается самооценивание и парное оценивание. Пара или даже группа учеников определяет, что они знают и могут делать, где были допущены ошибки, что осталось трудным и непонятным, что нужно сделать в дальнейшем. Развивается самооценивание и парное оценивание, в котором ученики идентифицируют свои достижения и прогресс и продумывают, что им нужно для дальнейшего улучшения.

5. Осуществляется непрерывная обратная связь между учителем, отдельными учениками и группами.

6. Определяется прогресс, который дети могут достичь, планируя то, какую работу нужно выполнить дальше.

В процессе работы над проблемой формирующего оценивания перед каждым учителем встают вопросы: что оценивать? по какой шкале? где накапливать и фиксировать результаты? кто должен осуществлять оценивание? как определять итоговую оценку? В ходе решения возникающих вопросов, у учителя, который выполняет роль тьютера, создается возможность создания свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее партнерство и сотрудничество ученика и учителя, полной реализации современной модели обучения.