РАЗДЕЛ 1. Организация внеурочной работы в начальной школе
Самостоятельная работа
по теме 1.1. Сущность, цель и задачи внеурочной работы в начальной школе
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о сущности, цели и задачах внеурочной работы в начальной школе, формирование умения применять их
Задание 1.
Назовите, какие цели преследует реализация внеурочной деятельности? Ответ:_________________________________________________________________
Перечислите задачи внеурочной деятельности
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 2.
Укажите, какие направления внеурочной деятельности существуют согласно ФГОС? Ответ:_________________________________________________________________
Задание 3.
Перечислите виды внеурочной деятельности по месту проведения
Ответ:_________________________________________________________________
Самостоятельная работа
по теме 1.2. Содержание и структура внеурочной работы
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о содержании и структуре внеурочной работы, формирование умения применять их
Задание 1. Впишите в таблицу конкретные направления и виды внеурочной деятельности, выбрав из предложенного списка:
Вид внеурочной деятельности | Направление внеурочной деятельности |
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Техническое творчество;
Социальное;
Трудовая (производственная) деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Общекультурное;
Туристско-краеведческая деятельность;
Духовно-нравственное;
Ощеинтеллектуальное.
Задание 2. На основе анализа представленного лекционного и дополнительного учебно-методического материала по теме перечислите формы организации внеурочной деятельности
Дополнительный материал по теме
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО). Таким образом, внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Таким образом, мы можем говорить, что внеучебная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.
Вопрос: Перечислите формы организации внеурочной деятельности
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 3. Продолжите фразы:
А) Внеурочная деятельность может осуществляться через:
Ответ:_________________________________________________________________
Б) Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность
Ответ:_________________________________________________________________
В) Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:
Ответ:_________________________________________________________________
Самостоятельная работа
по теме 1.3 Формы организации внеурочной работы
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о формах организации внеурочной работы, формирование умения применять их
Задание 1. На основе анализа представленного лекционного и дополнительного учебно-методического материала по теме ответьте на вопросы:
Дополнительный материал по теме
Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
Спортивно – оздоровительное направление
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Рекомендуются нижеприведенные формы
Место проведения: Школа
Время проведения: Первая половина учебного дня
Формы организации: Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня: Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Семья: Вторая половина учебного дня, выходные дни. Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.
Учреждения дополнительного образования детей
Вторая половина учебного дня, выходные дни
Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря
Каникулы: Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление
Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Место проведения: Школа
Время проведения: Вторая половина учебного дня
Формы организации:
Кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего - конструирование), домашних ремесел;
посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре,
художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
Игры – миниатюры,
инсценирование сюжетов из истории,
диалоги на темы,
чтение и просмотр красочных познавательных программ,
компьютерные игры (специально отобранные специалистом),
игра на инструменте,
прослушивание музыкальных произведений и т.д
Семья: Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования детей.
Каникулы. Школьные оздоровительные лагеря
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Место проведения: Школа
Время проведения: Вторая половина учебного дня
Формы организации: Познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др. «Детская риторика» и др.,кружок «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др. олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Семья: Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования
Каникулы: Школьные оздоровительные лагеря
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Вопросы для закрепления теоретического материала к самостоятельной работе:
1. Каковы цели спортивно-оздоровительного направления?
2. Каковы цели общекультурного направления (культурно-досуговой деятельности)?
3. Каковы цели общеинтеллектуального (научно-познавательного) направления?
4. В каких формах реализуется общекультурное направление?
5. В каких формах реализуется общеинтеллектуальное направление?
6. В каких формах реализуется спортивно-оздоровительное направление?
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 2. Составьте педагогические рекомендации по вопросам организации внеурочной работы по следующим направлениям: физкультурно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно - нравственное.
Оформите рекомендации по каждому направлению в форме таблицы.
Ответ:
Таблица: Рекомендации по вопросам организации внеурочной работы по направлениям
Параметры рекомендаций | Физкультурно-оздоровительное направление | Общеинтеллектуальное направление | Духовно – нравственное направление |
Предварительная подготовка педагога | | | |
Предварительная подготовка учащихся | | | |
Общая структура выбранной формы внеурочной работы | | | |
Задание 3. Определите цель и задачи конкретной формы внеурочной работы по любому направлению внеурочной деятельности и общения, спланируйте внеурочное занятие и необходимую предметно-развивающую среду по предложенным параметрам:
Форма проведения:
Тема:
Направление внеурочной деятельности:
Цель и задачи:
Планируемые результаты:
Класс (возраст учащихся):
Место проведения:
Необходимая предметно-развивающая среда:
Структура с указанием основного содержания каждого этапа:
Самостоятельная работа
по теме 1.4 Методы организации внеурочной работы
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о методах организации внеурочной работы, формирование умения применять их.
Задание 1. Проанализировать лекционный материал, методическую литературу и другие источники информации, необходимые для составления рекомендаций по использованию на внеурочных занятиях методов обучения и воспитания в зависимости от выбранной формы. Оформить рекомендации в форме доклада с указанием плана и используемых источников.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 2. На основе анализа представленного лекционного и дополнительного учебно-методического материала по теме ответьте на вопросы:
Дополнительный материал по теме «Проектная деятельность»
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
направлены на достижение конкретных целей;
включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Существует определенный порядок действий в работе с проектами:
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. При распределении ролей в проектах, помимо собственного пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.
Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности приводится ниже
Предмет
Темы
Виды проектов
Литературное чтение
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др.
Сказки
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др.
Окружающий мир
Человек и природа
Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др.
Человек и история и др.
Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др.
Математика
Математические развлечения: игры с числами; фокусы с числами.
Бумажный домик с мебелью; конкурс математических игр.
Методические рекомендации по анализу проекта.
Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей? (темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним).
Находится ли проблема проекта в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития?
Обеспечивает ли мотивацию включения в самостоятельную работу?
Использовались ли процессе работы над темой экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Соответствует ли длительность выполнения проекта гигиеническим требованиям, предъявляемым к внеурочной деятельности? (целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками).
Вопросы для закрепления теоретического материала к самостоятельной работе:
Что представляет собой метод проектов в начальной школе?
По каким направлениям внеурочной деятельности можно осуществлять проектирование в начальной школе?
Охарактеризуйте этапы проектной деятельности.
Какие проекты реализуются в начальной школе?
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 3. Продолжите список тем для детских проектов до 10:
1. Выращивание кристаллов;
2. Прадедушкины медали;
3. Выращивание петрушки в домашних условиях;
4. История куклы;
5. История моей семьи;
6.
7.
8.
9.
10.
_______________________