6
Выступлению на педагогическом совете по теме «Формы и методы работы с родителями в школе»
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
Готовясь к своему выступлению, я ставила перед собой цель познакомить вас с разнообразными формами работы с родителями, а также с некоторыми методами и приемами которые в своей работе использую я.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Мы должны помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
- В своем сотрудничестве с родителями я стараюсь установить доброжелательные отношения.
- Постоянно информирую родителей о процессе воспитания и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Организую педагогическое просвещение родителей, стремлюсь к повышению их педагогической культуры.
– Привлекаю родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником в работе является родительский комитет.
Целью моей работы является:
Повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к
учебной и внеурочной деятельности детей;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения.
К традиционным формам работы с родителями относятся:
Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации педагога
Посещения на дому
нетрадиционные формы
Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатываем и обсуждаем с родительским комитетом. Иногда тему предлагают сами родители.
Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.
Поэтому готовясь к собранию, иногда заранее передаю родителям специальные анкеты.(анализ анкет позволяет узнать о том что волнует родителей, что бы какие то вопросы не остались не высказанными, что бы родитель ушел с такого родительского собрания удовлетворенным, а собрание прошло плодотворно).
Иногда прибегаю к анкетированию детей. ( пример. Кл. час «Безопасность в сети интернет») – результаты которой использую на предстоящем родительском собрании.
Очень важным является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами, так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки
Тематика родительских собраний в 5кл. «Трудности адаптации пятиклассников к школе», «Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания»
Тематика родительских собраний в 6 кл. «Первые проблемы подросткового возраста», «Компьютер в жизни школьника»
Конференция –еще одна форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, концерты художественной самодеятельности.
Тема конференции всегда конкретная, например: «Почему дети лгут?»
«Игра в жизни ребенка».
Практикум.
Эта форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций.
В ходе педагогического практикума предлагаю найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.
Открытые уроки.
Возникают ситуации, когда родители считают, что детям слишком много задают на дом, завышают требования, именно с этой целью рекомендуют проводить открытые уроки для родителей, чтобы ознакомить родителей с методикой преподавания, требованиями. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия.
Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Темой служит любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Конфликты», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Индивидуальные тематические консультации.
Консультации полезны и для учителя и для родителя.
Обмениваемся информацией, приходим
к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Использую сеть Интернет.
Извещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Большую помощь в организации взаимодействия родителей в обучении и воспитании детей оказывает родительский комитет, который
избирается на первом собрании. Родительский комитет помогает
установлению контактов с родителями, оказывает
помощь в воспитании детей класса, помогают в организационных делах.
Существуют запреты, которые рассматриваются как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогом, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Свое выступление я хочу закончить словами советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:
"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью".
Спасибо за внимание.