СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы на уроке по повышению мотивационной среды обучающих

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было на педагогическом совете школы

Просмотр содержимого документа
«Формы работы на уроке по повышению мотивационной среды обучающих»















Выступление на педсовете



«Формы работы на уроке по повышению мотивационной среды обучающих»

(из опыта работы)





















Подготовила: Дмитриева О.В.





















Каждый учитель спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Расскажу из своего опыта работы, что яделаю для формирования мотвации учения. Расскажу из своего опыта работы, что я делаю для формирования мотивации учения.

Количество учащихся в 4 «А» классе 27 человек. Класс средний по успеваемости. Учащиеся имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного материала. Как всегда класс можно распределить на 3 группы:

- высокий уровень мотивации-12 учащихся;

- средний уровень мотивации-8 учащихся;

- низкий уровень мотивации-7 учащихся. Отсюда следует, что 7 учащихся равнодушны к обучению.

И чтобы не было неуспевающих я стараюсь различными формами работы заинтересовать их в учёбе. Чтобы сформировать и поддержать интерес к изучению предмета по математике я использую дифференцированный подход, так как учебник насыщен разными видами заданий и есть дополнительная рабочая тетрадь, то есть возможность легкие задания предоставить слабым учащимся, а более усложнённые остальным учащимся. Благодаря этому подходу присутствует у ученика ситуация успеха, т.е. положительные эмоции и какое-то желание учиться.

Так же очень люблю использовать работу в паре, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно- воспитательного процесса. Эта работа очень мотивирует, используются дифференцированные задания.

Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время, материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

В связи с этим я использую на своих уроках метод проблемного обучения. Который создан разными приёмами.

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

.Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельства.

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность.

Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика. Это также важно для становления мотивации учения.

Следующий метод стимулирования повышения мотивации на уроке, который я использую - это учебно-познавательная игра. Эти игры вносят в учебный процесс элементы занимательности, помогают снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в красноречии, решать задачи. Игры ставят учеников в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда появляется стремление быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Ученики охотно включаются в игру, она вызывает у них живой интерес. Особенно яркие эмоции у учащихся вызывали коллективные игры. В своем классе я использую игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и другие.



Включению школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью. Для создания наглядно-образных представлений я использую коллекции картинок; наглядные пособия; применяю таблицы и схемы; также мной очень широко применяются информационные технологии - учащимся показываются фильмы, презентации. У учеников возникал повышенный интерес к изучаемому материалу, когда он подкреплялся наглядными средствами. Выполнение творческих заданий как метод стимулирования повышения мотивации. Под творческим заданием мы понимали вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках математики способствовало формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

С своим классом я выполняю следующие задания:

·составление учащимися задач по изученным темам программы.

·сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;

·сочинение стихотворений на изученное правило или закон;

·творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;

·написание сочинений по математике, литературе, русскому языку

. При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний - это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. При оценке обязательным являлся анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Провожу поощрение школьников при оценке. Использовались значки отличия. Но главным являлась справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.



















Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников


1. Для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации

2. Для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации

3. Необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации.

4. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы учитель должен добиться доброжелательных и доверительных взаимоотношений с учениками.

5. Необходимо добиться того чтобы задачи, которые ставятся перед учащимися был поняты и внутренне приняты ими

6. Для поддержания познавательного интереса необходимо предлагать учащимся задания, которые будут посильными для выполнения, но не слишком простые, чтобы учащимся пришлось прилагать усилия для их выполнения.

7. Необходимо создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для окружающих.

Способы мотивации учения

1.Создание проблемной ситуации.

2.Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

3.Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .

4.Привлекательная цель.

5.Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

6.Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту









Словесные поощрения ученика

1.Ты на верном пути.

2.Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

3.Замечательно!

4.Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

5.Так держать!

6.Это успешное начало!

7.Отлично!

8.Фантастика!

9.Поздравляю!

10.Ты прав.

11.Превосходно!

12.Умничка!

13.Молодчина!

14.Большое тебе спасибо!

15.Твои успехи всё заметнее1

  1. Это твоя победа!

  2. Красивая мысль!

  3. Это интересно!

  4. Я верю в тебя.

  5. Спасибо!













Подготовила: Дмитриева О.В.