Государственное учреждение образования «Городечненский учебно –педагогический комплекс детский сад-средняя школа Формы взаимодействия педагогов и родителей
Методическое объединение педагогов социальных
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен научиться
творить себя».
В.А. Сухомлинский
Три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей
- вовлечение их в учебно-воспитательный процесс
- участие в управлении школы
Три группы родителей
- Родители – помощники учителя
- Родители – потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей
- родители не понимают или не хотят понимать требования школы
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
Девиз проекта:
Семья – это домашний очаг, когда люди живут вместе всю жизнь и любят друг друга. Так пусть же все семьи будут счастливыми.
развитие сотрудничества между педагогами и родителями с целью профилактики социального неблагополучия семьи.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- актуализировать проблему взаимодействия школы и семьи; - обеспечит рост профессионализма педагогов школы в вопросах взаимодействия с родителями; -разъяснять детям важность и значимость ценностей, способствующих укреплению семьи и поднятию ее престижа в обществе; - включать детей и подростков в деятельность, способствующую повышению культуры отношений в семье; - пропагандировать здоровую семью как высшую ценность общества и государства; - воспитывать у детей и подростков ответственное отношение к планированию будущих семейных отношений.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: родители, учащиеся и педагоги государственного учреждения образования «Городечненский учебно-педагогический комплекс детский сал-средняя школа»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- социально – педагогическое исследование семей; - обеспечение социально-педагогической поддержки семей в формировании личности учащегося; - социально-педагогическое консультирование; -поддержка социально ценной деятельности детей и их семей.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТ:
-выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия; -формирования толерантного отношения друг к другу; -следование демократическому стилю общения; -выработка совместно с родителями и детьми ценностей и идеалов, образов с учетом личностных интересов и потребностей; - своевременная адаптация участников проекта.
МОДУЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Модуль «Узнаем друг друга».
- Направление: социально-педагогическое исследование семей.
- Цель: изучение особенностей семей, её социального благополучия, степени влияния микро-среды на семью и каждого из её членов.
Формы и методы работы:
-сотрудничество с классными руководителями для получения первоначальных сведений о семье; -посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условий проживания, материальной обеспеченности семьи, определение её микроклимата, выявление причин нарушения взаимоотношений, изучение семейных традиций; -составление акта обследования условий жизни семьи; -анкетирование ребенка для изучения условий его проживания в семье; -анкетирование родителей для определения стиля родительского поведения; -изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений;
-психолого-педагогическая характеристика семьи; -составление карты учета семьи.
Направление: педагогическое и психологическое просвещение родителей.
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Формы и методы работы:
-родительские собрания, конференции;
-психолого-педагогические консультации для родителей(групповые, индивидуальные);
-круглые столы с участием представителей общественности, работников ИДН, КДН, врачей;
-тренинги;
-заседание родительского клуба «Сознательные родители»;
-работа родительского университета (лекционный курс по повышению психолого-педагогической грамотности родителей);
-совместные коррекционно-развивающие занятия для родителей и детей с целью нахождения путей их взаимодействия, разрешения семейных конфликтов;
Направление: пропаганда здорового образа жизни.
Цель: повышение грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья, формирование навыков здорового образа жизни в семье.
- Формы и методы работы: -медицинское просвещение родителей и детей с участием врачей;
-кинолекторий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек; -совместные спортивные праздники «Папа, мама, я- спортивная семья», спортландии, туристические походы; - работа родительского лектория «Будем здоровы»; -медико-психологические консультации для родителей; -содействие в организации диспансеризации родителей и детей при наличии отклонений в состоянии здоровья.
- Модуль «Вместе дружная семья»
- Направление: совместная деятельность по формированию семейного отдыха.
- Цель: повышение престижа семьи, вовлечение родителей в общественную жизнь школы.
-семейные праздники, посвященные Дню матери, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню семьи; -конкурсные программы «Папа, мама, я- вот какая мы семья», «Золотые бабушкины руки»; - ярмарки-продажи «Золотая осень», «Масленица», «Коляды», «Подарки к Рождеству».
- Направление: правовое просвещение родителей.
- Цель: повышение правовой грамотности и ответственности родителей за воспитание своих детей, профилактика правонарушений и преступлений среди родителей и учащихся.
- Формы и методы работы:
- - правовое просвещение родителей и детей с привлечением юристов, инспектора ИДН, работников РОВД и КДН для выступления родительских собраниях, круглых столах, групповых консультаций, классных часах;
- индивидуальные юридические консультации для родителей; -рейды «Семья», «Подросток», «Уют» совместно с представителями родительского патруля и ИДН; -правовой лекторий для родителей «Закон и Вы»; -защита прав ребенка при его участии в уголовно-процессуальных действиях; - привлечение органов охраны порядка в случае асоциально-аморального поведения родителей или одного из членов семьи.
- Направление: материальная и социальная помощь семье.
- Цель: оказание различных видов помощи семье для создания комфортных условий проживания ребёнка в семье.
- Формы и методы работы:
- -материальная помощь малообеспеченным и многодетным семьям;
-сбор и предоставление информации о положении многодетных, неполных семей, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих ребенка-инвалида; - помощь в получении различных льгот и пособий, предусмотренных государством, данным категориям семей (адресная, материальная для подготовки к школе, установка автономного пожарного извещателя, замена электропроводки, ремонт печи); -благотворительная помощь семьям; - помощь в оформлении детей в ДДУ; -помощь родителям в трудоустройстве, организация досуга и отдыха детей;
-благотворительные акции в пользу многодетных и малообеспеченных семей.
Модели помощи современной семье
- Педагогическая модель
- Социальная модель
- Психологическая (психотерапевтическая) модель
- Диагностическая модель
- Медицинская модель
- Учебная модель в работе с родителями
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
- Роль семьи в развитии личности ребенка.
- Семья как психотерапевт.
- Воспитательный потенциал семьи.
- Семейная атмосфера.
- Семейные роли и отношения.
- Семья как система.
- Семья как источник психической травмы.
- Семья с нарушенной структурой.
- Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
- Родительский авторитет.
- Личный пример родителей.
- Деструктивная, проблемная семья.
- Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
- Конструктивная, гармоничная семья.
- Дети как безусловная ценность.
- Как любить ребенка.
- Поощрения и наказания в семье.
- Семейная жестокость.
- Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
- Родительская позиция и родительское программирование.
- Возрастная динамика родительского отношения к детям.
- Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
- Роль семьи в предупреждении, неуспеваемости и недисциплинированности детей.
- Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
- Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ
- Подготовка ребенка к обучению в школе.
- Организация домашнего учебного труда.
- Семейное чтение.
- Организация труда в семье.
- Экономика семьи.
- Семейные хобби.
- Семейные походы и экскурсии.
- Семейный праздник.
- Новая семейная традиция
- Режим дня ребенка в семье.
- Профилактика заболеваний у детей.
- Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
- Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
- Анализ семейного конфликта.
- Письмо моему ребенку.
- Знакомство с друзьями ребенка.
- Семейный вечер.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ
- Какой вы родитель.
- Опыт семейного воспитания.
- Какой у вас ребенок.
- Что беспокоит родителей.
- Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
- Школьные программы и учебники.
- Трудности детей в обучении.
- Как помочь ребенку учиться.
- Психологическая характеристика ребенка.
- Микроклимат семьи.
- Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.
- Дети и родители: противостояние или сотрудничество.
- Счастливые дети и родители.
- Идеальный ребенок и идеальный родитель.
- Справедливы ли вы к своим детям.
- Как передать свою любовь ребенку.
- Список претензий к ребенку.
- Как поделить ответственность с ребенком.
Спасибо за внимание