СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы по литературному чтению для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы по литературному чтению для 2 класса»

Содержание программы по литературному чтению 2 класс (136 ЧАСОВ)

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Метапредметные результаты

Предметные результаты

О нашей Родине

Круг чтения: произведения о Родине (на примере стихотворений И С Никитина,
Ф П Савинова,
А А Прокофьева,
Н М Рубцова)
Патриотическое
звучание произведений о родном крае
и природе Отражение
в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь
к Родине, родному
краю, Отечеству
Анализ заголовка,
соотнесение его
с главной мыслью
и идеей произведения
Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального
отклика на произведение.

Отражение темы
Родины в изобрази
тельном искусстве
(пейзажи
И И Левитана,
И И Шишкина,
В Д Поленова и др )

(6 часов)

Индивидуальная, парная, групповая

Познавательные:

Базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
    объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации,
    классифицировать произведения по темам, жанрам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
    находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной
    сети «Интернет»;

  • анализировать и создавать видеоинформацию текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
    признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;
    подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Регулятивные:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Личностные:

  • мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

  • начальных представлений об отражен­ных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, роди­тели, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, ма­лой родине;

  • ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;

  • мотивации к самовыражению в вырази­тельном чтении, рисуночной и игровой дея­тельности;

  • стремления к успешности в учебной деятельности.


  • объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок
    букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
    прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее
    40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
    различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

  • понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного
    произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы
    по фактическому содержанию произведения;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
    стихотворения, басни);

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации
    текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
    план текста (вопросный, номинативный);

  • описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев
    одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;

  • находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

  • осознанно применять для анализа текста изученные понятия
    (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание
    произведения, сравнение, эпитет);
    участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
    произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • пересказывать (устно) содержание произведения подробно,
    выборочно, от лица героя, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
    составлять высказывания на заданную тему по содержанию
    произведения (не менее 5 предложений);

  • сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие
    сказки, рассказы;

  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Фольклор
(устное
народное
творчество)


Произведения малых
жанров фольклора
(потешки, считалки,
пословицы, скороговорки, небылицы,
загадки) Шуточные
фольклорные произве
дения — скороговорки, небылицы
Особенности скороговорок, их роль в речи

Игра со словом,
«перевёртыш событий» как основа
построения небылиц
Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки Народные песни, их
особенности Загадка
как жанр фольклора,
тематические группы
загадок Сказка — выражение народной
мудрости, нравственная идея фольклорных сказок Особенности сказок разного
вида (о животных,
бытовые, волшебные)
Особенности сказок
о животных: сказки
народов России
Бытовая сказка:
герои, место действия,
особенности построения и языка Диалог
в сказке Понятие
о волшебной сказке
(общее представление): наличие при

сказки, постоянные
эпитеты, волшебные
герои Фольклорные
произведения народов
России: отражение
в сказках народного
быта и культуры


(16 часов)


Звуки
и краски
родной
природы

в разные
времена года
(осень)


Тема природы в разные времена года
(осень) в произведениях литературы

Формирование
эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски
осени) Использование
средств выразительности при описании
природы: сравнение
и эпитет Настроение,
которое создаёт
пейзажная лирика (об
осени) Иллюстрация
к произведению как
отражение эмоционального отклика на
произведение Отражение темы «Осенняя
природа» в картинах
художников (пейзаж):
И И Левитана,
В Д Поленова,
А И Куинджи,
И И Шишкина и др
и музыкальных
произведениях
композиторов


(8 часов)



О детях
и дружбе


Тема дружбы в художественном произведении (расширение
круга чтения:
произведения
С А Баруздина,
Н Н Носова,
В А Осеевой,
А Гайдара,
В В Лунина и др )
Отражение в произведениях нравственно
этических понятий:
дружба, терпение,

уважение, помощь
друг другу Главная
мысль произведения
Герой произведения
(введение понятия
«главный герой»), его
характеристика
(портрет), оценка
поступков


(12 часов)


Мир сказок
(12 часов)


Расширение представлений о фольклорной
(народной) и литера
урной (авторской)
сказке: «бродячие»
сюжеты Определение
фольклорной основы
авторских сказок
Характеристика
авторской сказки:
герои, особенности
построения и языка
Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов Тема дружбы
в произведениях
зарубежных авторов
Составление плана
произведения: части

текста, их главные
темы Иллюстрации,
их значение в раскрытии содержания
произведения


(12 часов)




Звуки
и краски
родной
природы
в разные
времена года
(зима)


Тема природы в разные времена года (осень) в произведениях литературы.

Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски
осени) Использование
средств выразительности при описании природы: сравнение
и эпитет Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (об
осени) Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение Отражение темы «Осенняя природа» в картинах
художников (пейзаж):
И И Левитана,
В Д Поленова,
А И Куинджи,
И И Шишкина и др и музыкальных
произведениях
композиторов


(12 часов)




О братьях
наших
меньших


Жанровое многообразие произведений
о животных (песни,
загадки, сказки,
басни, рассказы,
стихотворения)
Дружба людей
и животных — тема
литературы
(произведения
Е И Чарушина,

В В Бианки,
В В Чаплиной,
С В Михалкова,
Б С Житкова,
С В Образцова,
М М Пришвина
и др ) Отражение
образов животных
в фольклоре (русские
народные песни, загадки, сказки) Герои
стихотворных и прозаических произведений
о животных Описание
животных в художественном и научно-познавательном тексте
Приёмы раскрытия
автором отношений
людей и животных
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь
и забота)

Особенности басни
как жанра литературы, прозаические
и стихотворные басни
(на примере
произведений
И А Крылова,
Л Н Толстого)
Мораль басни как
нравственный урок
(поучение) Знакомство с художника
ми-иллюстраторами,
анималистами
(без использования
термина):
Е И Чарушин,
В В Бианки


(18 часов)




Звуки
и краски
родной
природы
в разные
времена года
(весна, лето)


Тема природы в разные времена года
(весна, лето) в произведениях литературы
Формирование
эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски
весны, лета) Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет
Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (о весне
и лете) Иллюстрация
к произведению как
отражение эмоционального отклика на
произведение Отражение тем «Весенняя
природа», «Летняя
природа» в картинах
художников (пейзаж):
И И Левитана,

В Д Поленова,
А И Куинджи,
И И Шишкина
и музыкальных
произведениях
композиторов



(18 часов)




О наших
близких,
о семье


Тема семьи, детства,
взаимоотношений
взрослых и детей
в творчестве писателей и фольклорных
произведениях
Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях
о семье: любовь
и сопереживание,
уважение и внимание
к старшему поколению, радость общения
и защищённость
в семье Международный женский день,
День Победы — тема
художественных
произведений



(13 часов)




Зарубежная
литература


Литературная (авторская) сказка: зарубежные писатели-сказочники (Ш Перро,
братья Гримм,
Х -К Андерсен)
Характеристика
авторской сказки:
герои, особенности
построения и языка
Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов Тема дружбы
в произведениях
зарубежных авторов
Составление плана
художественного
произведения: части
текста, их главные
темы Иллюстрации,
их значение в раскрытии содержания произведения



(11 часов)




Библиографическая
культура
(работа
с детской
книгой
и справочной литера
турой)


Книга как источник
необходимых знаний
Элементы книги:
содержание или
оглавление, аннотация, иллюстрация
Выбор книг на основе
рекомендательного
списка, тематические
картотеки библиотеки Книга учебная,

художественная,
справочная



(2 часа)




Резерв: 8 часов