О нашей Родине | Круг чтения: произведения о Родине (на примере стихотворений И С Никитина, Ф П Савинова, А А Прокофьева, Н М Рубцова) Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобрази тельном искусстве (пейзажи И И Левитана, И И Шишкина, В Д Поленова и др ) | (6 часов) | Индивидуальная, парная, групповая | Познавательные: Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; Работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать видеоинформацию текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Личностные: мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине; ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности; стремления к успешности в учебной деятельности. | объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей |
Фольклор (устное народное творчество) | Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки) Шуточные фольклорные произве дения — скороговорки, небылицы Особенности скороговорок, их роль в речи Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки Народные песни, их особенности Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные) Особенности сказок о животных: сказки народов России Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка Диалог в сказке Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие при сказки, постоянные эпитеты, волшебные герои Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры | (16 часов) | |
О братьях наших меньших | Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения) Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Е И Чарушина, В В Бианки, В В Чаплиной, С В Михалкова, Б С Житкова, С В Образцова, М М Пришвина и др ) Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки) Герои стихотворных и прозаических произведений о животных Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота) Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И А Крылова, Л Н Толстого) Мораль басни как нравственный урок (поучение) Знакомство с художника ми-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е И Чарушин, В В Бианки | (18 часов) | | | |