1 | Организационный этап. 2 мин | Здравствуйте, ребята. Сегодня в кабинете математики открыт научно-исследовательский институт. Директором НИИ назначили меня, а все вы – его научные сотрудники. Организованы три лаборатории, в каждой лаборатории я назначаю старшего научного сотрудника. (Выдаются таблички «Лаборатория №1», Лаборатория №2», Лаборатория №3» и бейджи «Старший научный сотрудник».) Он будет отвечать за слаженную работу всей лаборатории. | (Выдаются таблички «Лаборатория №1», Лаборатория №2», Лаборатория №3» и бейджи «Старший научный сотрудник». |
2 | Актуализация знаний 10 минут | Итак, рабочий день начался. Сейчас старшие научные сотрудники проверят готовность к работе своих сотрудников. Карточки: Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями? Как сложить или вычесть смешанные числа? Как умножить дробь на натуральное число? Как выполнить умножение двух дробей? Как выполнить умножение смешанных чисел? -Чем мы занимались на последних уроках? - Т.е. мы с вами выполняли действия с дробями и смешанными числами. Как вы думаете все мы узнали о действиях с дробями? -А может кто-нибудь знает как выполняется деление? Ученица выполняет у доски запись деления: : -Откуда ты умеешь выполнять деление? -Хорошо, но меня интересует сейчас другое. Посмотрите на эти дроби и . Делим на , деление заменяется умножением, но уже на дробь . | (Старшие научные сотрудники раздают карточки с вопросами и заслушивают ответы на них.) -Умножали дроби, складывали и вычитали смешанные числа и дроби. -Нет. Мы не умеем делить дроби. Ученица выполняет у доски запись деления: : -Родители показали |
3 | Этап открытия нового 15 минут | Давайте проведем исследовательскую работу и выясним какая связь существует между этими дробями. Лаборатории, получите задания. Лаборатория №1 Выполните произведение дробей: Сделайте вывод: Лаборатория №2 Выполните произведение дробей: Сделайте вывод: Лаборатория №3 Выполните произведение дробей: Сделайте вывод: -Итак, старшие научные сотрудники, зачитайте выводы, которые сделаны в вашей лаборатории. Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными числами. Старшие научные сотрудники, получите 1 задание для лабораторий. Лаборатория №1,2,3 Укажите пары чисел, в которых числа взаимно обратны: В ыполнив задание, от каждой лаборатории выходит сотрудник и указывает на слайде пары дробей, которые не являются взаимно обратными 2 задание: Найдите числа, обратные данным: 10 9 1 0 Есть числа, которым нет обратных? Есть число, которое обратно самому себе. Сделаем вывод: чтобы найти число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами; 2) число, обратное натуральному, - это дробь, числитель которой 1, а знаменатель – само натуральное число. 3) чтобы найти число, обратное смешанному числу, надо его сначала пе- ревести в неправильную дробь, а затем поменять местами числитель и знаменатель дроби. -В НИИ решают задачи, которые потом применяют на практике. И у нас в конце рабочего дня – практические задания. | (старшие научные сотрудники читают вывод записанный их лабораторией) Получают задания и выполняют Делают задание Делают вывод |
4 | Этап закрепления 12 минут | Теперь каждый научный сотрудник будет работать самостоятельно, но при затруднениях он может обратиться к коллеге за помощью): Выполните самостоятельно в тетради следующие задания: 1. Проверьте, будут ли взаимно обратными числа: а) б) в) 2,5 и 0,4 2. Найдите числа взаимно обратные данным: , , , 16, 0, , 1 Самопроверка по данным на слайде ответам и выставление оценок. Верно ли, что: 1) каждому числу найдется обратное; 2) существуют числа, у которых нет обратного; 3) существуют числа, которые являются обратными сами себе; 4) ни одно число не является обратным самому себе? | Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка по данным на слайде ответам и выставление оценок. |
5 | Подведение итогов урока 5 минут | Давайте подведем итоги нашего рабочего дня: 1. Какие числа называют взаимно обратными? 2. Как записать число обратное дроби ? . 3. Как записать число, обратное натуральному числу? 4. Как записать число, обратное смешанному числу? | Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными. Чтобы записать число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами Чтобы записать число, обратное натуральному надо в числитель записать 1, а в знаменатель – само натуральное число. Чтобы записать число, обратное смешанному числу надо: представить его в виде неправильной дроби; нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами |