СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Французские педагогические мастерские как средство повышения активности учащихся и развития их творческих способностей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс был проведен для учителей русского языка и литературы в ходе районного семинара. По технологии педагогических мастерских в Буринском районе работаю одна, возможно, и в ЗКО. Цель мероприятия - знакомство коллег с теоретическими основами новой технологии и показ применения на практике..

Просмотр содержимого документа
«Французские педагогические мастерские как средство повышения активности учащихся и развития их творческих способностей.»

Мастер-класс

Французские педагогические мастерские как средство повышения активности учащихся и развития их творческих способностей


Провела учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная школа №4 г. Аксай», педагог-исследователь Абекенова Кунымай Камиевна на районном семинаре учителей русского языка и литературы 12.04.22


Оргмомент. Приветствие

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в такой теплый и солнечный весенний день проходит наш семинар.

В каждом из нас есть маленькое солнце – это доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. Мне хочется, чтобы наша встреча была доброй и тёплой, дарила нам радость творчества.

(Слайд 1).


Мотивация

Всегда учителю не просто,
Хоть сто, хоть двести лет пройдет.
И время мчится безвозвратно.
Наука движется вперед.
Сегодня в 21 веке,
В открытый век, в век новизны.
Учителю в его работе
Стандарты новые нужны.
Урок быть должен современным,
Урок сотрудничества с детьми,
А как такой урок построить?
Вот в этом разберемся мы!

В современном мире есть возможности использования современных технологий в обучении детей. И каждый педагог в XXI веке должен это использовать в своей профессиональной деятельности. (Слайд 2).


Введение в тему. Теоретическая часть

Одной из таких современных технологий является технология «Педагогических мастерских», по которой я работаю не первый год. Обобщение опыта моей работы по этой технологии прошло на областном уровне. Применение этой технологии я показала на творческом конкурсе учителей русского языка и литературы и заняла 1 место в районе, 2 место в области.


Цель данной технологии не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, что очень актуально в наше время.


Педагогическая мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. (Слайд 3)


Технология состоит из нескольких этапов. Я предлагаю вам ознакомиться с этими этапами, а вместе с тем и пополнить запасы своей методической копилки. Для этого я попрошу помощи у своей фокус-группы.

«Индукция» (наведение) - Первое задание в мастерской. 

Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызывать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

«Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса)

Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа или работа в парах. И этот этап называется «Социоконструкция Группам предстоит придумать способ решения задания.

«Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы). А так же участники должны выбрать докладчика своей группы.

Социализация - общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения.

Афиширование. Предъявление работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой или парной работы.

Разрыв  является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). Учащиеся осознают неполноту или несоответствие своего старого знания новому, происходит внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию. Идет творческого продукта, создание конечного варианта работы.

«Рефлексия» - заключительный этап – это самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. (Слайды 4-5)


На каждом этапе мастерской применяются свои методы и используются определенные приемы.

В настоящий момент разработано несколько типов мастерских.

Вот их примерная классификация:




Тип

Основная деятельность

Основной продукт

мастерская письма

создание текста

свободный текст

мастерская построения знаний

поиск, открытие, формулировка гипотез

построение нового знания

мастерская ценностных ориентаций

диалог взглядов, позиций, точек зрения

сформулированное отношение, позиция

мастерская сотрудничества

совместная творческая деятельность

1. коллективный продукт

2. опыт события

мастерская проектов

поиск решения проблемы

проект (план) решения проблемы

(Слайд 6)


Наиболее широко применяются два типа мастерских.

I. Мастерские построения знаний. Их результатом является приобретение детьми новых знаний; однако, в отличие от традиционного урока, ребенок не получает знания в готовом виде (наша тема сегодня... запишите правило… вам необходимо знать на память...), он добывает их самостоятельным трудом под руководством учителя. Наиболее часто алгоритм заданий этих мастерских выглядит так:

1. Пo названию термина или фамилии автора строится ассоциативный ряд. Здесь возможна игра в слова. 2. Попытки самостоятельно объяснить термин или название. Варианты каждого участника обсуждаются сначала в парах, затем к единому решению должна прийти группа из 4-6 человек.

3. Каждая группа оглашает свою точку зрения, после чего участники других групп могут задать вопросы, в корректной форме высказать свои возражения.

4. Группы читают и изучают печатные материалы, выданные мастером - научные статьи, выдержки из энциклопедий, справочников и т.д. - идет становление подлинного научного знания по данной теме.

5. Сравнение своих наработок с подлинным научным знанием и самокоррекция

6. Творческое задание, требующее применения полученных знаний на практике. Как правило, оно выполняется тоже по группам.

7. Рефлексия.

II. Мастерские письма. Создание текста - пожалуй, самый сложный и интересный вид творческой деятельности. Общая атмосфера и помощь участников друг другу (обогащение словаря, комментарии и вопросы к тексту) дают возможность даже самому заурядному, /хотя заурядных людей не бывает.../ и совершенно не настроенному на такую деятельность участнику тоже что-то создать. Так раз за разом у него постепенно пробуждается вера в свои силы, в то, что и он умеет. Именно эти мастерские, где ни один не остается немым, лучше всего помогают и мастеру, и участникам усвоить ключевое положение системы - "В С Е способны..."А значит, и я тоже. Даже если об этом никто не знает. И он тоже. Даже если я ещё этого не вижу. Алгоритм этих мастерских, как правило, таков:

1. Индуктор - "провоцирующее", "разогревающее" активность задание или "настраивающий", "вводящий" в тему мастерской текст, картина, музыкальное произведение и т.п.

2. Создание словаря - на основе ключевого слова (оно либо дается мастером и является квинтэссенцией темы мастерской, либо выбирается каждым участником для себя по указанию мастера. Способов здесь несколько: это и ассоциативные ряды, и составление новых слов по принципу «игры в слова», и подбор рифм или слов со звуками/буквами ключевого и многие другие.

3. Обогащение словаря наработками друг друга по мере чтения каждым своего списка.

4. Создание текста - как правило, на основе полученного общего словаря.

5. Социализация текста в любой форме, причем остальные участники высказывают свое одобрение или неудовольствие, задают вопросы, комментируют, дают отклики. Лучше, если все это фиксируется в письменной форме.

6. Создание второго текста на основе первого и листка отзывов

По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные {от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю {метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.




Практическая часть

Работа с аудиторией с помощью фокус группы.

Индукция

- Внесюжетные элементы в литературном произведении.

Запишите слова и ассоциации, связанные с этим словосочетанием.

(Литературное предисловие, пролог, эпиграф, зачин, примечание, ремарка, посвящение)

Самоконструкция

- Объясните значения этих терминов.

«Социоконструкция

- Отменяйтесь своими листочками с соседом. Дополните и обсудите свои решения и предложения в парах.

Социализация

- Теперь объединитесь в небольшие группы и обсудите то, что сделано индивидуально и в парах; рассмотрите различные гипотезы и точки зрения. Придите к общему решению.

Афиширование

Теперь выходите к доске и вывесьте рисунки, схемы, проекты; прочтите созданные вами тексты, ознакомьте присутствующих с результатами вашей групповой работы.


Разрыв

-  А сейчас получите листочки с дополнительной информацией. (Раздаю листочки с текстами)

И пересмотрите свои ответы, дополните, измените свои ответы и создайте новую продукцию.

Создание второго текста на основе первого и представление нового продукта.


Оценивание. Взаимооценивание участников мастерской


Рефлексия

- Опишите своё состояние во время работы.

Было трудно…

Было легко…

Я удивился…

Какое открытие сделал…

Я узнал…


- Всем спасибо за участие в работе!

В заключение хочу привести строчки стихов О. Э. Мандельштама:


Я скажу это начерно, шепотом,

Потому что еще не пора:

Постигается потом и опытом

Безотчетного неба игра.


И еще один отрывок из стихотворения Зинаиды Гиппиус «Швея»:


На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно - стараюсь угадать

За ним другое, - то, что скрыто.


Вот что привлекает меня в технологии педагогическая мастерская - тайна творчества, и с момента знакомства с ней, я часто использую ее на уроках, пусть даже отдельные элементы. 




Приложение 1


Предисловие – форма литературной организации текста.

Литературное предисловие как компонент художественного текста

Литературное предисловие – это феномен художественного сознания

Литературное предисловие как форма реализации авторской концепции мира и художественного творчества.

Литературное предисловие как автокомментарий.

Литературное предисловие в индивидуальных художественных системах. 

Литературное предисловие в художественной системе А.С. Пушкина.

"Евгений Онегин - мир "без предисловий" в окружении предисловий.

Эстетическая функция предисловий в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Н.В. Гоголь: исповедально-моралистические и художественные комментарии в творчестве писателя.





Приложение 2


Литературное предисловие как историко-литературная проблема

В 1730 году В.К. Тредиаковский представил русскому читателю перевод романа П. Тальмана "Езда в остров Любви", сопроводив его обращением "К читателю", в котором с первых же строк будто бы извинялся перед своим читателем за необходимость в прямом и открытом объяснении своих намерений: «Хотя ныне много искусных щитают предисловия при книгах за веема непотребной придаток: Однако мне, доброжелательный читателю, ни по какой мере обоитися было невозможно, чтоб, дая новую Российскому свету сию книжку, не донестъ вам о том, что до оныя касается, и что вам ведать всячески надлежит».

Словно эхом отношение к предисловию как "непотребному придатку" повторилось чуть более чем через сто лет в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Как и Тредиаковский, Лермонтов встал перед необходимостью прокомментировать свои авторские намерения, отлично осознавая общее необязательное отношение читателя к подобным комментариям, то есть к тому, что не является собственно "историей".  Парадокс, схватывающий суть данного явления, заключается в том, что, чем определеннее автор высказывается о "непотребности" предисловия, его ненужности, тем яснее ощущается необходимость прибегнуть к нему.


Приложение 3


Так или иначе, авторское комментирование художественных произведений - одна из древнейших форм эстетического сознания. Как отмечал в одной из своих работ С.С. Аверинцев, "изящная литература Греции" в эпоху своего расцвета разработала подходы, ведущие к развитию авторского самосознания, один из которых, наиважнейший, - "жест" "изготовки к долгому рассказу", жест, "в котором рассказчик принимает на себя индивидуальную ответственность за все, что имеет сказать, и постольку обязан обосновать особыми доводами важность своей темы и правомерность своего к ней подхода" . "Жест изготовки к долгому рассказу" (зачин) 

Конечно, античный "зачин", подразумевающий строгое чувство меры, не может быть отождествлен с литературным предисловием Нового времени. Но его сущностная характеристика как "жеста изготовки к долгому рассказу" перебрасывает мостик к литературам Нового времени, в том числе к русской литературе, которая также разрабатывала подходы, ведущие к развитию авторского самосознания, определяемые категорией авторской ответственности за все, что он "имеет сказать" своим произведением.

Литературное предисловие - исторически подвижная форма. При этом предисловие в новой литературе, в отличие от древнерусской, не обладает признаками жанра - устойчивой модели в единстве структурных и содержательных.

Представляется, что природа и назначение предисловия как литературного явления определяются его способностью к удерживанию смыслов художественного произведения в границах авторской ответственности, что подтверждается наблюдениями над предисловиями к художественным произведениям, предпринятыми в нашей диссертации.

Литературное предисловие конститутивно не входит в состав художественного текста, оно предпосылается ему, находится в препозиции. Возникает закономерный вопрос: если художественное произведение во всей совокупности его внутритекстовых и внетекстовых отношений представляет собой "высказывание" автора, "слово" автора о "мире", то почему это "слово" требует себе некоего "предвысказывания"? Для чего автору необходимо предисловие, "слово" перед его же "словом"?