1.Фразеологический зверинец.
а) вместо точек вставьте названия животных.
Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …
(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);
б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.
(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).
2. Соревнование «Кто больше?»
( Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)
Ответ:
Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)
Глаз ( мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)
Нос ( задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)
3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
Валится из рук ( не клеится, не работается); взять голыми руками ( легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.
4. Загадки – шутки.
а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?
( Ответы: а) наверное, есть : ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
5. Что это?
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
( Ответы: Нос. Уши. Ветер.)
6. Как об этом говорят?
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
( Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)
7. Вместо фразеологизмов – синонимы.
Замените фразеологические обороты словами – синонимами.
В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.
(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)
8. « Ни – ни!»
Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».
(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)