СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Развитие функциональной грамотности младших школьников : требования ФГОС НОО 2021 2022 год

Развитие

функциональной грамотности младших школьников : требования ФГОС НОО 2021

2022 год

 В обновленном ФГОС 2021 (34.2.) отражается требование к формированию функциональной грамотности как « способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию …» Понятие функциональная грамотность

В обновленном ФГОС 2021 (34.2.) отражается требование к формированию функциональной грамотности как

« способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию …»

Понятие функциональная грамотность

Затруднения выпускников НШ    Исследования PIRLS выявили основные недостатки в достижении младших школьников:  недостаточно владеют смысловым чтением;  не справляются с задачами на интерпретацию информации;  затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;  не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Затруднения выпускников НШ

 

Исследования PIRLS выявили основные недостатки в достижении младших школьников:

  • недостаточно владеют смысловым чтением;
  • не справляются с задачами на интерпретацию информации;
  • затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
  • не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Затруднения выпускников НШ    Анализ результатов ВПР свидетельствуют о следующих затруднениях выпускников начальной школы:  допускают много ошибок в свободной письменной речи, а также нарушение норм культуры речи;  недостаточно сформированы способности по применению имеющихся у них знаний и умений по учебным предметам при решении задач, приближенных к жизненным ситуациям

Затруднения выпускников НШ

  Анализ результатов ВПР свидетельствуют о следующих затруднениях выпускников начальной школы:

  • допускают много ошибок в свободной письменной речи, а также нарушение норм культуры речи;
  • недостаточно сформированы способности по применению имеющихся у них знаний и умений по учебным предметам при решении задач, приближенных к жизненным ситуациям
Компоненты ФГ Интегративные компоненты  Читательская грамотность Коммуникативная Информационная Социальная Предметные компоненты Языковая грамотность Литературная Естественно-научная Математическая Общекультурная Технологическая

Компоненты ФГ

Интегративные

компоненты

  • Читательская грамотность
  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Социальная

Предметные

компоненты

  • Языковая грамотность
  • Литературная
  • Естественно-научная
  • Математическая
  • Общекультурная
  • Технологическая

Коммуникативная грамотность - интегративный компонент ФГ  Коммуникативная грамотность: способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать , проявлять культуру общения, владеть диалогом ; готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устного высказывания и письменного текста разного типа; потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, речевого поведения , стремление к их улучшению. Основы коммуникативной грамотности закладываются на предметном содержании предметов «Русский язык» и «Родной язык (русский)»

Коммуникативная грамотность - интегративный компонент ФГ

Коммуникативная грамотность:

  • способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать , проявлять культуру общения, владеть диалогом ;
  • готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устного высказывания и письменного текста разного типа;
  • потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, речевого поведения , стремление к их улучшению.

Основы коммуникативной грамотности закладываются на предметном содержании предметов «Русский язык» и «Родной язык (русский)»

Проблемы формирования коммуникативной деятельности на уроке Недостаточное внимание учителя к формированию умения и навыка у младших школьников  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии: Не берется под контроль формирование навыков совместной деятельности обучающихся при работе в паре, группе:

Проблемы формирования коммуникативной деятельности на уроке

  • Недостаточное внимание учителя к формированию умения и навыка у младших школьников соблюдать правила ведения диалога и дискуссии:
  • Не берется под контроль формирование навыков совместной деятельности обучающихся при работе в паре, группе:
Информационная грамотность - интегративный компонент ФГ осознание необходимости в расширении своего информационного поля, способность ориентироваться в информационном потоке, совокупность умений, обеспечивающих:  а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации; б) анализ, критическую оценку точности и надежности отобранной информации.

Информационная грамотность - интегративный компонент ФГ

осознание необходимости в расширении своего информационного поля, способность ориентироваться в информационном потоке, совокупность умений, обеспечивающих:

а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации;

б) анализ, критическую оценку точности и надежности отобранной информации.

Социальная грамотность - интегративный компонент ФГ готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным; способность предвидеть последствия своего поведения,  оценивать возможность корректировать ситуацию; наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность

Социальная грамотность - интегративный компонент ФГ

  • готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным;
  • способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию;
  • наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность
Проблемы в формировании ФГ в НШ  Анализ УМК по учебным предметам в начальной школе показывает недостаточный уровень реализации функционального подхода:  преобладание учебных заданий на воспроизведение теоретических знаний репродуктивного характера;  недостаточно упражнений проблемного, творческого характера;  небольшое количество или отсутствие нестандартных заданий ; дефицит качественного методического инструментария по работе с текстом

Проблемы в формировании ФГ в НШ

Анализ УМК по учебным предметам в начальной школе

показывает недостаточный уровень реализации функционального подхода:

  • преобладание учебных заданий на воспроизведение теоретических знаний репродуктивного характера;
  • недостаточно упражнений проблемного, творческого характера;
  • небольшое количество или отсутствие нестандартных заданий ;
  • дефицит качественного методического инструментария по работе с текстом