Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»
Развитие
функциональной грамотности младших школьников : требования ФГОС НОО 2021
2022 год
В обновленном ФГОС 2021 (34.2.) отражается требование к формированию функциональной грамотности как
« способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию …»
Понятие функциональная грамотность
Затруднения выпускников НШ
Исследования PIRLS выявили основные недостатки в достижении младших школьников:
- недостаточно владеют смысловым чтением;
- не справляются с задачами на интерпретацию информации;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Затруднения выпускников НШ
Анализ результатов ВПР свидетельствуют о следующих затруднениях выпускников начальной школы:
- допускают много ошибок в свободной письменной речи, а также нарушение норм культуры речи;
- недостаточно сформированы способности по применению имеющихся у них знаний и умений по учебным предметам при решении задач, приближенных к жизненным ситуациям
Компоненты ФГ
Интегративные
компоненты
- Читательская грамотность
- Коммуникативная
- Информационная
- Социальная
Предметные
компоненты
- Языковая грамотность
- Литературная
- Естественно-научная
- Математическая
- Общекультурная
- Технологическая
Коммуникативная грамотность - интегративный компонент ФГ
Коммуникативная грамотность:
- способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать , проявлять культуру общения, владеть диалогом ;
- готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устного высказывания и письменного текста разного типа;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, речевого поведения , стремление к их улучшению.
Основы коммуникативной грамотности закладываются на предметном содержании предметов «Русский язык» и «Родной язык (русский)»
Проблемы формирования коммуникативной деятельности на уроке
- Недостаточное внимание учителя к формированию умения и навыка у младших школьников соблюдать правила ведения диалога и дискуссии:
- Не берется под контроль формирование навыков совместной деятельности обучающихся при работе в паре, группе:
Информационная грамотность - интегративный компонент ФГ
осознание необходимости в расширении своего информационного поля, способность ориентироваться в информационном потоке, совокупность умений, обеспечивающих:
а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации;
б) анализ, критическую оценку точности и надежности отобранной информации.
Социальная грамотность - интегративный компонент ФГ
- готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность
Проблемы в формировании ФГ в НШ
Анализ УМК по учебным предметам в начальной школе
показывает недостаточный уровень реализации функционального подхода:
- преобладание учебных заданий на воспроизведение теоретических знаний репродуктивного характера;
- недостаточно упражнений проблемного, творческого характера;
- небольшое количество или отсутствие нестандартных заданий ;
- дефицит качественного методического инструментария по работе с текстом