СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

функциональная грамотность

функциональная грамотность

функциональная грамотность Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. 

функциональная грамотность

  • Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века.
  • По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. 
     функциональная грамотность   Международное исследование функциональной грамотности   PISA   относит к компонентам функциональной грамотности   читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность,  глобальные компетенции, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление, информационную.

функциональная грамотность

Международное исследование функциональной грамотности   PISA   относит к компонентам функциональной грамотности  

  • читательскую,
  • математическую,
  • естественнонаучную грамотность,
  • глобальные компетенции,
  • финансовую грамотность,
  • креативное и критическое мышление,
  • информационную.
Читательская грамотность   Это  способность человека использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков . Для читательской грамотности характерно умение находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».   Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?».

Читательская грамотность

  • Это  способность человека использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков .
  • Для читательской грамотности характерно умение находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».  
  • Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?».
Математическая грамотность   Под математической грамотностью понимается  способность использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления . Для математической грамотности характерны Умение принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. Для проверки уровня сформированности математической грамотности предлагаются задания, такие: как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем. При этом у будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перевозят по морю на кораблях, использующих топливо. И для того, чтобы уменьшить потребление этого топлива и его влияние на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего, в том числе силу ветра. 

Математическая грамотность

  • Под математической грамотностью понимается  способность использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления .

Для математической грамотности характерны

Умение принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

  • Для проверки уровня сформированности математической грамотности предлагаются задания, такие:
  • как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем. При этом у будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перевозят по морю на кораблях, использующих топливо. И для того, чтобы уменьшить потребление этого топлива и его влияние на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего, в том числе силу ветра. 
Естественнонаучная грамотность   Под естественнонаучной грамотностью понимают  способность человека формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками .  Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.  Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания , в которых предлагается проанализировать или интерпретировать факты, ряд испытаний.

Естественнонаучная грамотность

  • Под естественнонаучной грамотностью понимают  способность человека формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками . Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства. 
  • Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания , в которых предлагается проанализировать или интерпретировать факты, ряд испытаний.
 Глобальные компетенции   Это  способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы . Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.

Глобальные компетенции

  • Это  способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы .
  • Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.
  • Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления.
  • Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.
Креативное мышление   Под креативным мышлением понимается   способность человека самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи .  Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.  Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью. Чтобы проверить, креативность мышления, обычно предлагают написать эссе, посвященное той или иной научной или социальной проблеме.

Креативное мышление

  • Под креативным мышлением понимается   способность человека самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи . Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны. 
  • Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью.
  • Чтобы проверить, креативность мышления, обычно предлагают написать эссе, посвященное той или иной научной или социальной проблеме.
 Финансовая грамотность Финансовая грамотность человека подразумевает, он  понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия . Задания на проверку финансовой грамотности обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

Финансовая грамотность

  • Финансовая грамотность человека подразумевает, он  понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия . Задания на проверку финансовой грамотности обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.
Компьютерная грамотность   Владение набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения  информационной  технологии в жизни общества. Чаще проверяется умение использовать прикладные программы в профессиональной деятельности

Компьютерная грамотность

  • Владение набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения  информационной  технологии в жизни общества.
  • Чаще проверяется умение использовать прикладные программы в профессиональной деятельности
Информационная грамотность  способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать . При выявлении уровня информационной грамотности предлагают задания типа:  создать кластер( Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу). создать граф    Выделить ключевое понятие 

Информационная грамотность

способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать .

  • При выявлении уровня информационной грамотности предлагают задания типа:
  • создать кластер( Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу).
  • создать граф 
  • Выделить ключевое понятие