План-конспект урока по литературе
11 класс
«Футуризм как литературное направление. Русские футуристы»
Тип урока – урок освоения нового знания.
Оборудование: проектор, компьютер, рабочая презентация.
Цели урока:
Образовательные (предметные):
изучение одного из литературных направлений ХХ века - футуризма;
выявление особенностей футуризма как литературного направления;
знакомство с представителями футуризма;
Развивающие (метапредметные):
Воспитательные (личностные):
Ход урока
Организационный этап, приветственное слово учителя (1 минута)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.
Установка на восприятие: (5 минут)
(Учитель читает стихотворение В.В. Маяковского «Нате»)
Как вы думаете, кто автор этого стихотворения?
(Возможно, В.В. Маяковский)
Докажите свою точку зрения. Как вы можете охарактеризовать это стихотворение? Какое оно? О чем?
(Оно очень вызывающее, жесткое, грубое. Оно о поэте и толпе. О непонимании толпой тонкой души поэта)
Верно, молодцы, а почему мы начинаем урок именно с этого стихотворения?
(Наверное, потому что начинаем изучать творчество В.В. Маяковского)
Вы правы, но отчасти. Мы, действительно, затронем творчество этого великого человека, но в контексте того направления, в котором он творил. Сегодня мы поговорим с вами о футуризме.
Основная часть (32 минуты)
Футуризм и живопись (10 минут)
Итак, перед нами, пожалуй, самое смелое, радикальное, провокационное, порой непонятное, но абсолютно самобытное литературное направление в искусстве начала ХХ века. Как и символизм, это интернациональное направление. Зарождается он в Италии, но и в Россию приходит довольно быстро – в 1910 году. Футуризм нельзя отнести только к литературе. Свое выражение он находит и в других видах искусства, в частности в живописи.
(На слайде демонстрируется картина Умберто Боччони «Улица входит в дом»)
Перед вами картина итальянского художника Умберто Боччони, перу которого принадлежит «Технический манифест футуристической живописи». Давайте обратимся к полотну и попробуем поразмышлять, каков футуризм в живописи. Какие эмоции вызывает у вас эта картина? Какие мысли посещают?
(Дети делятся ассоциациями)
Хорошо. Попробуйте предположить, почему картина имеет именно такое название?
(Дети делятся мыслями)
Интересные мысли, молодцы! И тем не менее, все гораздо проще. Здесь художник изобразил окно, через которое внутрь проникают все запахи, звуки, движение улицы. Шумная, подвижная, она сопоставлена со спокойным интерьером комнаты. Смысловой центр находится именно на улице. Именно поэтому картина имеет такое название.
Футуризм и литература (22 минуты)
Что ж, вернемся к литературе. Как отмечалось ранее, первые упоминания о футуризме появляются в 1910-м году после выхода сборника «Садок Судей», куда вошли произведения Д. Бурлюка, В. Хлебникова и В. Каменского. Именно эти люди вместе со знаменитейшей фигурой футуризма – В.В. Маяковским составили основной «костяк» этого направления. Обратили ли внимание на название направления? Почему именно футуризм?
(Возможно, дело в корне слова. Похоже на английское «future» - будущее)
Совершенно верно. Если символисты и акмеисты пытались познать мир настоящий, то футуристы хотели строить свой, абсолютно новый. Давайте обратимся к основным положениям футуристов.
(На экране выводятся основные положения футуристов (выдержки из текста «Пощечина общественному вкусу»). Учитель просит детей зачитать и зафиксировать представленные манифесты, попутно расшифровывая их ученикам. После приводятся примеры)
Перед вами стихотворение В. Каменского. Согласитесь, необычно выглядит. Попробуйте доказать, что это творение футуриста.
(Здесь отсутствуют знаки препинания, написаны необычные слова, например, «истая», «ая». Сама по себе форма не выглядит как классическая, новаторская. Само стихотворение имеет форму треугольника. Острые линии. Чувствуется влияние живописи)
Молодцы, верно. А вот еще одно, довольно странно творение футуристов. В. Каменский «Константинополь». Сама форма говорит о его принадлежности перу футуристов. Что уж говорить про содержание.
(на слайде выводится изображение текста В. Каменского «Константинополь»)
Мир для футуристов – мир будущего. В произведениях воспеваются технологический прогресс, индустриальный город. Особое место занимают скорость, сила, движение, агрессия. Поэт предстает творцом мира и языка. Ярким примером этого утверждения можно считать стихотворение Алексея Елисеевича Крученых, которое вы можете видеть на экране. Попробуйте предположить, о чем это стихотворение?
(Дети делятся идеями)
Интересные мысли. На самом деле это стихотворение признано ярчайшим примером диссонанса звучания, вызванного диссонансом души. Кто-то трактует его как «дыру в будущее», а Зинаида Гиппиус, например, считала, что это то, что произошло с Россией. Вот так несколько звуков превращаются в глубокую философскую мысль. Удивительно, правда?
(Дети соглашаются)
Но есть и менее новаторские с точки зрения словообразования стихи, в которых, тем не менее, обнаруживаются признаки футуризма. К таким можно отнести стихи В. Маяковского.
(на экране выводится отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Во весь голос»)
Попробуйте здесь обнаружить признаки футуризма.
(по форме оно необычно, строчки расположены как бы вразнобой. Присутствует тема технологического прогресса (водопровод), сам язык довольно острый, грубый. Но тем не менее присутствуют знаки препинания, слова нам знакомые)
Согласна, молодцы!
Итоги урока: (4 минуты)
Итак, давайте обобщим все то, что нам удалось узнать сегодня. Что такое футуризм? Каков он?
(Это одно из направлений «серебряного века», которое отличается новаторством форм, желанием поэтов сломать старое и создать новое. В центре внимания здесь человек нового времени. Бога нет. Авторы стремятся избавиться от синтаксиса, традиционных норм орфографии. Изобретаются новые слова. Литература идет рука об руку с живописью: некоторые стихотворения предстают как рисунки…)
Молодцы! Верно.
Домашнее задание: (3 минуты)
Выбрать стихотворение одного из представителей футуризма и попробовать проанализировать его с точки зрения формы и содержания.
Список использованной литературы
А. Крученых Дыр бур щил // URL: https://rupoem.ru/kruchenyx/dyr-bul-schil.aspx (Дата обращения: 3.10.2018);
В.В. Каменский Константинополь // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_(%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) (Дата обращения: 3.10.2018);
В.В. Каменский Я («Излучистая…») // URL: https://poemata.ru/poets/kamenskiy-vasiliy/ya-izluchistaya%E2%80%A6/ (Дата обращения: 3.10.2018);
В. В. Маяковский Во весь голос // URL: https://ilibrary.ru/text/2387/p.1/index.html (Дата обращения: 3.10.2018);
В.В. Маяковский Нате // URL: https://ilibrary.ru/text/1242/p.1/index.html (Дата обращения: 3.10.2018);
Манифест сборника «Пощечина общественному вкусу» // URL: https://diletant.media/articles/35861564 (Дата обращения: 3.10.2018).