1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 1 мин | Приветствие. Психологический настрой учащихся Ответьте на вопросы: Назовите основное, главное понятие темы. Какие новые свойства (понятия, признаки) вы увидели в схеме? Как вы думаете, с какого вопроса мы начнём продвижение по этому блоку? Сформулируйте тему нашего занятия. Запишите её в тетрадь Какова цель нашего урока? | Подготовка класса к работе. Изучают схему, отвечают на поставленные вопросы |
2.Актуализация знаний. 4 мин . | Фронтальная устная работа с классом Дайте определение прямоугольного треугольника. Как называются его стороны? Как определить на чертеже, какая из сторон – гипотенуза? Как установить, является ли сторона катетом? | Слайд 3 Кнопка | Задание 1. Определите вид треугольника, обоснуйте свои суждения. | Слайд 3 Кнопки | Попробуем решить эту задачу. ………………………… Итак, оба угла получились по 450. Это свойство присуще любому равнобедренному треугольнику? любому прямоугольному треугольнику? …. Этот факт полезно запомнить. Сформулируем это свойство ещё раз. (смотря на угольник 90-45-45) Задание 2.Острые углы прямоугольного треугольника относятся как 1 к 2. Найдите углы прямоугольного треугольника | Слайд 3 Кнопки | | Отвечают на вопросы Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. Принимают участие в диалоге. Излагают своё мнение. Находят решения, обосновывают свои действия. |
3. Изучение нового 15мин | Сравните решения задач, что общего было в их решении? Попробуйте сформулировать свои суждения как математический факт. Как это свойство можно назвать (подсказка в схеме)? | Слайд 3 Кнопки | А почему сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 900? Объясните. Запишите это свойство в тетрадь. Продолжите мои предложения Если один из острых углов 150 (73, 49), 300 , то другой … Если один из острых углов прямоугольного треугольника равен 1200, то другой … (ловушка) Почему последнее невозможно? Если один из острых углов 300 , то другой … Прямоугольный треугольник с углами 300 и 600– особенный. У него есть особенное свойство – свойство угла в 300. Заметите ли вы это свойство? (динамический чертёж ЖМ) Посмотрите, я буду менять размеры треугольника, но так, что он будет оставаться прямоугольным с углом 300. Программа будет измерять все углы и все стороны треугольника. Будьте внимательны. Что замечаете? (Фронтальная исследовательская работа) Сделайте предположение, сформулируйте гипотезу. Послушайте внимательно доказательство этого факта и ответьте на вопросы (электронное приложение к учебнику) Какой приём используется для доказательства? Почему в ∆ВСD все углы равны 600? Почему СD=ВС? Какую часть составляет АС от СD? Почему? Как получилось последнее равенство АС = ½ВС? Какое свойство прямоугольного треугольника мы доказали? Если в таком треугольнике гипотенуза равна 12см ( 5см; 2,8см, … ), то катет, лежащий против угла в 300, равен … Если катет, лежащий против угла в 300, равен 3см (7см; 5,2см), то гипотенуза этого треугольника равна … Сформулируйте обратное утверждение. | Слайд 5 Кнопки | Попробуем доказать этот факт Анализ условия и заключения теоремы. Обсуждение идей доказательства | Слайд 5 Кнопки | Найдём эти свойства в учебнике (стр76). Сравним результаты нашей работы с тем, что известно науке. Вы пришли к верным фактам. Пришли сами, сами открыли свойства прямоугольного треугольника. Вы решали задачи, замечали закономерности, уточняли, проверяли, экспериментировали… А потом доказывали. Так же происходит и в большой науке, да и в обычной жизни тоже. | Анализируют, сравнивают, делают выводы. Применяют полученные знания при решении простейших заданий Наблюдают эксперимент, замечают закономерность, выдвигают гипотезу Слушают объяснение, извлекают информацию. Принимают участие в диалоге. Отвечают на вопросы Излагают своё мнение. Обосновывают факты. Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. Анализируют, сравнивают, предполагают, делают выводы и умозаключения. Принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы Излагают своё мнение. Обосновывают свои суждения Работают с учебником |
6. Закрепление и углубление знаний 4 мин | Исторический материал: В древние времена, в VI веке до нашей эры в Греции жил великий математик Фалес. Он любил путешествовать, однажды он отправился в Египет. Искусны были египетские писцы и гарпедонапты. Но однажды им пришлось устыдиться, потому что пришелец из Греции оказался намного искуснее их. Египтяне задали ему труднейшую задачу: найти высоту знаменитой пирамиды. Фалес нашёл простое и красивое решение (а в математике очень часто простота – признак красоты). Он воткнул длинную палку в песок и сказал: «Когда тень от этой палки уравняется с самой палкой, тогда тень от пирамиды уравняется с её высотой». Что означали слова Фалеса? И был ли он прав? Что произойдёт, когда тень от палки уравнивается с длиной палки? Под каким углом падают солнечные лучи на землю? И тогда почему же высота пирамиды в этот момент равна её тени? | Воспринимают рассказ учителя, извлекают из него информацию Участвуют в обсуждении и выработке решения проблемы |