Урок Тема Газ и пыль в Галактике
I. Цель урока: дать представление учащимся о составных частях нашей Галактики - межзвездной пыли и ГМО. Кругооборот вещества в галактике.
II. Основная воспитательная идея: формирование фундаментальных астрономических понятий о космических объектах – межзвездной среде и туманностях как объектах познания астрономии и о космических процессах образования звезд и звездных систем.
III. Комплексные задачи урока:
1. Доминирующие образовательные задачи.
Знакомство с основными классами туманностей: гигантскими молекулярными облаками (ГМО); диффузными туманностями, темными туманностями и глобулами.
Формирование понятий «состав Галактики». В состав Галактики входят звезды, звездные скопления, туманности, межзвездный газ и пыль. В пространстве между звездами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля. Межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение.
2. Доминирующие воспитательные задачи.
Формирование научного мировоззрения:
в ходе знакомства с физической природой звезд и звездных систем, туманностей и космической среды;
при изучении материала об образовании звезд и звездных систем как одного из проявлений космических космогонических процессов: образование звезд из межзвездной среды, образование планет и Земли из «вторичного» звездного материала после вспышек сверхновых звезд;
при изучении космических процессов формирования звезд и звездных систем: образование звезд при прохождением ГМО сквозь волну плотности в Галактике (спиральную ветвь).
3. Доминирующие задачи развития.
Формирование умений анализировать информацию, схемы, объяснять свойства космических объектов на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенные планы изучения космических объектов, космических процессов и космических явлений, делать выводы.
IV. Тип урока: комбинированный (смешанный).
V. Учебное оборудование: Планетарий (фотографии и иллюстрации, модели астрономических объектов), презентация учащихся «Туманности». Раздаточный материал каждому учащемуся.
VI. Межпредметные связи: физика (спектральный анализ, излучение термоядерный синтез, скорость света, элементарные частицы), обществоведение (материальность мира и его познаваемость, основные формы существования материи, движение материи), биология (познание сущности жизни на клеточном и молекулярном уровнях).
VII. План урока:
Этапы урока | Содержание | Методы изложения | Время, мин |
1 | Актуализация астрономических знаний. | Беседа учителя | 1 |
2 | Изложение нового материала: Состав нашей Галактики. Космическая среда, ГМО и туманности. Диаграмма энергетических уровней атома водорода и переходы, соответствующие различным спектральным сериям. Излучение водорода в нашей Галактике. | Беседа учителя | 6 |
3 | Показ презентации «Туманности» | Сообщение учащихся | 10 |
4 | Обсуждение презентации. Ответы на контрольные вопросы | Самостоятельное решение задач и контрольных вопросов | 10 |
5 | Тест | Решение теста | 10 |
6 | Подведение итогов урока. Домашнее задание | 4 |
VIII. Задание на дом: по материалу учебников:
IX. Методические указания.
Учащиеся в процессе урока должны познакомиться с развернутым определением «галактика».
Необходимо подчеркнуть недостаточность определения Галактики как звездной системы (или «звездного острова»), поскольку в состав Галактики входят не только звезды. Следует заметить, что центр Галактики, скрытый непрозрачными пылевыми облаками и доступный наблюдениям в инфракрасном, радио-, рентгеновском и гамма-диапазонах, представляет собой одну из самых загадочных и при этом достаточно близких от нас областей Вселенной. В настоящее время путем анализа движения ближайших звезд доказано, что в центре Галактики находится черная дыра.
Учащиеся в процессе урока должны научиться отличать диффузные туманности от планетарных туманностей, различать темные туманности и глобулы.
Раздаточный материал для учащихся
В состав нашей Галактики входят не только звезды. Основная масса межзвездной среды приходится на разреженный газ.
Диаграмма энергетических уровней атома водорода и переходы, соответствующие различным спектральным сериям.
Изолированные атомы в виде разреженного газа испускают спектр, состоящий из отдельных спектральных линий – линейчатый спектр. Диффузные туманности имеют эмиссионные спектры с линиями излучения. У ярких туманностей бывает слабый непрерывный спектр.
Какие линии выделяются? Наиболее яркими являются линии водорода Н и Н.
Около туманностей всегда можно найти звезду спектрального класса О или В, обладающую мощным ультрафиолетовым изучением с температурой около 20000-30000К. Она и является причиной свечения диффузной туманности. Поглощенная атомом туманности энергия ультрафиолетового кванта звезды большей частью идет на ионизацию атома. Атомы туманности переизлучают в менее энергичных квантах видимого диапазона.
Газ в межзвездной среде может быть либо ионизован, либо нейтрален. Первые области называют областями Н II, вторые – областями Н I.
Пространство между звездами заполнено разреженным веществом (пыль, газ), излучением и магнитным полем. В межзвездной среде открыты огромные холодные области (молекулярные облака) с температурой 5–50 К и очень горячий газ с температурой 106 К – корональный газ. По температуре и плотности межзвездные облака делят на четыре разных типа.
Среди молекулярных облаков выделяются гигантские молекулярные облака с массами 105–106 М. Температура таких облаков от 5 до 30 К. В галактическом диске более 6000 таких облаков, и в них содержится 90 % всего молекулярного газа. Гигантские молекулярные облака связаны с очагами звездообразования.
Параметры составляющих межзвездной среды
Название объектов | Температура Т, К | Концентрация атомов и молекул n, см 3 |
Планетарные туманности | 10000 К–20000 К | 103–106 |
Диффузные туманности, области ионизованного водорода Н II | 10000 К | 1–100 |
Облака Н I, области неионизованного водорода | 80 | 10 |
Темные облака | 10–100 К | 102–104 |
Молекулярные облака | 5 – 30 К | 400– 106 |
Глобулы | 10–30 К | 103–106 |
Источники пыли в Галактике | Интенсивность сброса пыли в Галактику в год |
Красные гиганты | 3∙10–3М |
Взрывы новых | 2∙10–3М |
Взрывы сверхновых | 3∙10–3М |
Протозвезды | 0,2∙10–3М |
Планетарные туманности | 0,4∙10–3М |
Звезды типа WR | 0,01∙10–3М |
Тест к уроку «Межзвездная пыль и ГМО. Кругооборот вещества в галактик». Вариант № 1
1. Галактика – это:
а) система из 200 миллиардов звезд, межзвездной пыли, туманностей, звездных скоплений, и других космических тел, космических лучей и полей;
б) скопление звезд на Млечном Пути;
в) другое название Солнечной системы;
г) другое название Вселенной.
2. Диффузные туманности:
а) имеют непрерывный спектр с яркими линиями поглощения;
б) имеют эмиссионный спектр с линиями излучения.
3. Причина свечения диффузной туманности:
а) красный сверхгигант с температурой фотосферы 3000 К;
б) звезда главной последовательности спектрального класса G с температурой около 6000 К (типа Солнца);
в) голубой сверхгигант спектрального класса О или В.
4. Наиболее массивными объектами межзвездной среды являются:
а) планетарные туманности;
б) гигантские молекулярные облака;
в) глобулы.
5. Наиболее холодными объектами межзвездной среды являются:
а) облака Н I, области неионизованного водорода;
б) облака Н II, области ионизованного водорода (диффузные туманности);
в) глобулы.
6. Источниками наиболее интенсивного сбора пыли в Галактику являются:
а) сверхновые звезды и красные гиганты;
б) планетарные туманности;
в) вспышки новых звезд.
7. Какие линии излучения водорода, как правило, являются наиболее яркими в эмиссионных спектрах ярких туманностей:
а) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 410 нм) и Н ( = 434 нм).
б) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 652 нм) и Н ( = 486 нм).
в) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 652 нм) и Н ( = 434 нм).
8. Подпишите на схеме, как происходит кругооборот вещества в Галактике.
Тест к уроку «Межзвездная пыль и ГМО. Кругооборот вещества в галактик». Вариант № 2.
1. Галактика – это:
а) система из 200 миллиардов звезд, звездных скоплений, туманностей, межзвездного газа и пыли. В пространстве между звездами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля. Межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение;
б) название Вселенной;
В) скопление звезд на Млечном Пути;
в) другое название Солнечной системы;
2. Планетарные туманности:
а) имеют непрерывный спектр с яркими линиями поглощения;
б) имеют эмиссионный спектр с линиями излучения.
3. Причина свечения планетарной туманности:
а) красный сверхгигант с температурой фотосферы 3000 К, окруженный яркой, стационарной газовой оболочкой;
б) Звезда относится к типу RV Тельца и планетарная туманность – это оболочка, которую звезда сбрасывает с себя;
в) Звезда теряет массу в виде солнечного ветра, имеющего скорость до 30км/с.
г) причиной может быть один из перечисленных пунктов.
4. Наиболее массивными объектами межзвездной среды являются:
а) планетарные туманности;
б) гигантские молекулярные облака;
в) глобулы.
5. Наиболее холодными объектами межзвездной среды являются:
а) облака Н I, области неионизованного водорода;
б) облака Н II, области ионизованного водорода (диффузные туманности);
в) глобулы.
6. Источниками наиболее интенсивного сбора пыли в Галактику являются:
а) сверхновые звезды и красные гиганты;
б) планетарные туманности;
в) вспышки новых звезд.
7. Какие линии излучения водорода, как правило, являются наиболее яркими в эмиссионных спектрах ярких туманностей:
а) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 410 нм) и Н ( = 434 нм).
б) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 652 нм) и Н ( = 434 нм).
в) Наиболее яркими являются линии водорода Н ( = 652 нм) и Н ( = 486 нм).
8. Подпишите на схеме, как происходит кругооборот вещества в Галактике.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ 1 | а | а | в | б | в | а | б | Ответ на рисунке |
№ 2 | а | б | г | б | в | а | в | Ответ на рисунке |
10