СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерные особенности формирования танцевальных способностей обучающихся на занятиях

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец играет значительную роль в воспитании детей и подростков: помогает поднять эстетический уровень, развивать вкус, прививать любовь к прекрасному. Систематические занятия танцами способствуют устранению ряда физических недостатков фигуры, вырабатывают правильную красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, развивают чувство ритма, музыкальность, эмоциональность. 

Просмотр содержимого документа
«Гендерные особенности формирования танцевальных способностей обучающихся на занятиях»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

Танец играет значительную роль в воспитании детей и подростков: помогает поднять эстетический уровень, развивать вкус, прививать любовь к прекрасному. Систематические занятия танцами способствуют устранению ряда физических недостатков фигуры, вырабатывают правильную красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, развивают чувство ритма, музыкальность, эмоциональность.

Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально - образное содержание которой находит своѐ воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Он связан с определѐнной тренировкой тела, поэтому оно предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах европейской и латиноамериканской программ.

Проблема заключается в том, что приходящие в танцевальное детское объединение обучающиеся физически не подготовлены к соревновательному процессу, а именно: низкий уровень здоровья, недостаточное развитие выносливости организма, что не приводит к желаемым результатам. Физическая подготовка в большинстве случаев практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах тестирования уровня физического развития.

Но обучение танцу предполагает взаимодействие партнѐров, поэтому важен учѐт полоролевых различий, т.е. требует гендерного подхода. Он подразумевает специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение мальчиков и девочек, их взаимоотношения между собой. Педагогу необходимо готовиться к занятию и проводить его с учѐтом полоролевых особенностей юношей и девушек, а также равномерное распределение физической нагрузки в основной части занятия, дадут более высокий результат выносливости, что положительно скажется на соревновательной деятельности.

Что важно знать об обучении мальчиков:

  • мальчики занимают активную позицию,

  • требуется постоянная смена заданий, отказ от повторений,

  • нужен высокий темп занятия, мальчики не терпят однообразия, жаждут нового,

  • для мальчиков очень важен конечный результат их работы,

  • недостаточно развитое произвольное внимание,

  • организация на занятии элементов соревновательного характера,

  • не приемлют авторитарного стиля общения,

  • не воспринимают общие замечания, замечание должно быть конкретно обращено мальчику.

Что важно знать об обучении девочек:

  • девочкам надо дать алгоритм, выстроить четкую логическую цепочку,

  • они лучше выполняют типовые задания, справляются с заданием лучше после совместного разбора,

  • у девочек быстро происходит процесс выбора лидера.

В результате психологических исследований по гендерным показателям выяснилось, что мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задачи, а девочки - однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существующие различия, о которых важно знать тренеру, что в организации внимания - у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек.

Воспитываясь в танцевальном коллективе, ребенок, как нигде в другом месте, прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность; занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

Существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных танцевальных положениях, технике и манере исполнения движений:

Положение рук:

у девочек - «на талии», у мальчиков – «на поясе».

Специальные движения: мальчики – глубокие приседания, силовые трюки, большие прыжки, широко

раскрытые руки, поддержки.

девочки – всевозможные вращения, мягкие позировки, плавные ходы.

Манера исполнения: у девочек – мягкая, плавная, кокетливая, нежная, кроткая, у мальчиков – мужественная, широкая, четкая, сдержанная.

Проявляются танцевальные способности у девочек раньше, чем у мальчиков, вследствие общей закономерности - более быстрого развития девочек. Так как у девочек выявляется более высокая способность к социальной адаптации, то они вовлечены в более широкий круг занятий, включая и традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт.

Мальчики вначале выполняют задания с большим подъемом, чем девочки, однако после нескольких повторений проявляют признаки усталости. Девочки же более устойчивы к утомлению. Мальчики также опережают девочек по скорости ходьбы, а девочки мальчиков — по скорости движений пальцев.

Таким образом, преимущество мальчиков в движении ног, а девочек — в движении рук (неслучайно психолог Б. Г. Ананьев считает этот результат проявлением глубоких половых хронометрических различий, связанных с другими параметрами — силой, выносливостью, правильностью движений). Формируясь достаточно рано, оно остается устойчивым и во взрослом возрасте.

Для девочек характерен также высокий уровень притязаний. В период детства девочки превосходят мальчиков в достижениях по всем предметам.

В нынешней глобальной цивилизации в последствие объективного распределения психологических возможностей полов, у женщин – другие цели. Это в основном – поддержка жизни семьи, воспитание детей. У мужчин – забота о внешних по отношению к семье факторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальное функционирование государственных и цивилизационных институтов), без чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в человеческом объединении усилии мужчин и женщин – согласно объективно заданным приоритетам психологических особенностей полов, где не существует подавления мужского либо женского начал – возможна сильная государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.

Задачей каждого педагога является - изменить сложившуюся обстановку в стране. Для этого необходимо грамотная помощь детям в их социализации, добиться позитивных изменений поможет усвоение стереотипов мужского и женского поведения.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г . Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1999.- 125с.

  2. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. [Текст] /Д.А.Белухин// М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», в 2-х частях, 1997.-304с.

  3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 С.

  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский // - М.: Педагогика, 1991 – 157с.

  5. Гендер в экономике, политике истории и культуре: Материалы межвузовской конференции. – Йошкар-Ола, 2003, с. 242-243.