СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"География и экология Арзгирского района"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержании курса сделан акцент на раскрытие взаимовлияния природы и человека, возможности рационального природопользования и охраны природы, сохранения качественных условий жизни и здоровья человека.

Просмотр содержимого документа
«"География и экология Арзгирского района"»

Программа элективного курса «География и экология Арзгирского района»

для 9 класса

Пояснительная записка

Опыт эколого-краеведческой работы географов Арзгирского района подсказал необходимость разработки общих дидактических основ регионального географического образования, опирающихся на ведущие принципы преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции.

Таким образом, региональный компонент базисного учебного плана представлен программой элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района», которая включает в себя:

- характеристику основных объектов природы района и их взаимосвязи:

- изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- экологические проблемы отдельных компонентов природы;

- основные вопросы природопользования, характерные для изучаемого сельскохозяйственного района.

Необходимость создания данной программы возникла с тем, что до настоящего времени в районе не было разработано программы комплексного рассмотрения территории своего региона, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей.

Расширение знаний о родном селе и районе с природой, с экологической и социально-экономической точек зрения – отличительная черта образовательной программы «География и экология Арзгирского района» модифицирована. При написании основной части использовались идеи развития географического краеведения А.В. Даринского, А.З. Сафиуллина, В.Н. Липнина, Л.М. Панчешниковой. Содержание разделов планировалось с использованием материалов программ Б.Л. Годзевича «Географическая экология», Н.С. Румыниной «География Ставропольского края», учебников и учебных пособий В.В. Савельевой, В.А. Шальнева, Б.Л. Годзевича, В.Ф. Вишняковой, в которых содержится информация о физической географии Ставропольского края, а также отражены актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и определенных территорий.

Программа состоит из двух разделов: «Общая характеристика природы» и «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы». Каждый раздел сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся.

Данный курс предполагает использование разнообразных форм проведения занятий: экскурсии, семинары, игры, конференции, практикумы. Помимо практических работ в программе предусмотрены и творческие исследовательские задания, заставляющие школьников по-новому оценить свой интеллектуальный потенциал. В процессе работы у учащихся формируется понятие того, что они могут сделать для сохранения и воссоздания своей среды обитания. Творческие работы рассчитаны на более сильных учащихся.

Содержание спецкурса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов природоведения, физической географии в 6 классе, географии материков в 7 классе, географии России (8 класс), биологии в 6 и 7 классах.

В соответствии с концепцией гуманизации школьного образования в содержании курса сделан акцент на раскрытие взаимовлияния природы и человека, возможности рационального природопользования. и охраны природы, сохранения окружающей среды, качественных условий жизни и здоровья человека на территории Арзгирского района.

Содержание курса объясняет возможности адаптации человека к природным условиям района, а также антропогенные изменения природных комплексов и допустимые пределы этих изменений.

Задачи и основные идеи курса:

  • создать у школьников представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;

  • научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;

  • развитие пространственного мышления эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природным богатством и культурному населению своей малой Родины.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

- ситуация успеха;

- поощрение и порицание;

- познавательная игра;

- свободный выбор задания;

- удовлетворения желания быть значимой личностью.

Волевые:

- предъявление образовательных требований;

- формирование ответственного отношения к получению знаний;

- информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

- развития желания быть полезными обществу;

- создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

- работа на субъективный опыт ребенка;

- решение творческих задач;

- создание проблемных ситуаций.

Основными педагогическими принципами и условиями, обеспечивающими реализацию программы, являются:

- комплексный подход и организация различных видов деятельности;

- многообразие форм учебно-воспитательного процесса;

- связь учебно-вспомогательной работы с жизнью, учет возрастных и индивидуальных способностей детей;

-целостное и гармоничное интеллектуально-волевое и действенно-практическое формирование личности в процессе обучения и воспитания;

- сочетание и развитие у детей всех типов мышления;

- наглядность;

- доступность;

- использование положительной мотивации учащихся на основанное овладение системой знаний и умений.

Ожидаемые результаты личностного развития ребенка

В процессе реализации программы у ребят:

- воспитываются целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка;

- складывается устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление принести окружающим людям пользу;

- приобретаются те личностные качества, которые позволяют сказать «нет» асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодежи;

- вырабатывается стремление к самообразованию, чувство ответственного отношения к своему здоровью.

Все эти качества характеризуют ребенка как личность, имеющую экологически ориентированное сознание в условиях современного состояния окружающей среды, ответственной за сохранение природного и культурного наследия родного края, своего здоровья.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности

Сформированность

Знаний

Умений, навыков

- основных понятий и предмета изучения;

- компонентов природной среды и их взаимосвязи;

- о методах и способах географических и экологических исследований;

- об истории развития своего района, села;

- о проблемах сельской среды обитания и мерах по уменьшению их последствий;

- об особенностях видимой среды как экологического фактора;

- о геоэкологических особенностях территории Арзгирского района;

- о факторах, влияющих на здоровье человека;

- основных этапов развития района, села (сельскохозяйственного и социально-культурного)

- о состоянии природных ресурсов, путях их сохранения и рационального использования;

- о видах особого воздействия на окружающую среду Арзгирского района;

- о последствиях загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения.


- вести визуальные наблюдения, инструментальное измерения и обрабатывать полученные результаты;

- пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;

- определять природные и социально-экономические условия, благоприятные для нормальной жизнедеятельности человека;

- использовать данные наблюдений и исследований для составления прогноза изменения окружающей среды;

- проводить картографирование местности;

- пользоваться различными методиками для проведения исследовательской работы;

- давать характеристику природным условиям и ресурсам района;

- самостоятельно проводить социологические исследования, наблюдения, реферировать литературу по заданной теме, проводить картографирование местности и оформлять сообщения по результатам работ;

- формулировать основные принципы здорового образа жизни.


Оценка результативности

Подходы и принципы к организации контроля

  1. Индивидуальный характер контроля.

  2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

  3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

  4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

  5. Объективность контроля.

  6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.


Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения дети проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ребятам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, фотоальбомы, картосхемы), представленные на семинарах и отчетной и отчетной конференции-выставке. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. Для оценки уровня усвоения теоретического материала можно провести семинары, викторины знатоков.


Методические рекомендации

Учебные занятия данного элективного курса включают следующие общие моменты:

1. Организацию работы по проверке готовых материалов, сообщений по теме и составление совместно со школьниками плана работы.

2. Знакомство школьников с разделами, темами (беседа педагога, демонстрация выставки, образцов и т.д.). Здесь очень важен эмоциональный настрой (демонстрация фрагментов видеофильма, чтение стихов местных поэтов, музыка…).

3. Подготовка к некоторым занятиям требует самостоятельного подбора материала. Практические задания выполняются всеми учащимися. Творческие работы рассчитаны на более сильных учеников.

На первом занятии учащиеся знакомятся с источниками знаний о своем районе и общей структурой курса, его примерным содержанием, формами, видами и планируемым объемом практических работ и творческих заданий, которые им предстоит выполнить. Здесь можно обсудить с учащимися возможные темы выступлений, исследовательских работ, формы представления материала.

Второе занятие посвящено особенностям географического положения Арзгирского района.

Третье занятие проводится в школьном эколого-краеведческом музее, где школьники знакомятся с экспозициями и материалами, рассказывающими об истории заселения Арзгирского района и с. Петропавловского.

В первом разделе курса в течение 21 занятия школьники знакомятся с отдельными компонентами природы и характеристикой природных территориальных комплексов района.

Во втором заключенном разделе курса (11 часов) обобщается изученный ранее материал по природным ресурсам и их рациональному использованию, изменению природы в результате хозяйственной деятельности человека.

Материал для двух разделов можно найти в учебном пособии для 8-9 классов – «География Арзгирского района» (с.5-18), выборочно из учебника для 6-8 классов «Физическая география Ставропольского края», из экологических проектов учащихся, победителей различных конкурсов и олимпиад: «Экологическое состояние» почв Арзгирского района», «Состояние степей Арзгирского района», «Сельскохозяйственное природопользование в Арзгирском районе», экспозиции «Эколого-географическая характеристика Арзгирского района».

Особо надо отметить практические работы и творческие задания, которые представляют работами в виде рефератов, исследований, проектов, презентаций, фотоальбомов, картосхем. Именно эта часть элективного курса несет в себе межпредметный характер.

Учителю совместно с библиотекарем целесообразно организовать тематическую выставку книг в помощь учителю и детям.

Заключительным этапом станет подведение итогов в виде выставки работ учащихся. Здесь учащиеся демонстрируют знания, умения, навыки, приобретенные при изучении данного курса.

Учебно-тематический план курса


п/п


Тема

Количество часов

В том числе

Теоретичес-кие уроки

Практичес-кие уроки

1.

Введение


1

1


2.

Географическое положение и площадь Арзгирского района

1

1

1

3.

История заселения и освоения своего администрации

1

1



Раздел 1

Общая характеристика природы района

20

9

11

1.

Рельеф района

3

9

2

2.

Климат

3

1

1

3.

Внутренние воды

3

2

2

4.

Почвы

2

1

1

5.

Растительный мир

3

1

1

6.

Животный мир

2

2

1

7.

Природные территориальные комплексы

4

1

3


Раздел 2

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы (обобщение знаний)


11

2

9

1.

Природные ресурсы

2


2

2.

Природопользование Арзгирского района

9

2

7


ИТОГО:

31 часа

11 часов

21 час

Программа обеспечивает экологическую направленность курса, постепенно подводя учащихся к пониманию необходимости сохранения природы как условия физического выживания и нравственного сохранения.

Практическая значимость программы обеспечивается конкретизацией требований к формированию умений работать с разнообразными источниками географической информации и непосредственно не местности. Умение работать на местности составляет определенную систему, обеспечивающую действенно-практическую направленность обучения.

Предложено примерно тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам (1 Раздел – 20 часов, 2 Раздел – 11 часов), а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Общее количество часов – 34. Количество часов может меняться учителем с учетом возможностей школы, особенностей природы. При повышенной практической направленности курса возможности увеличение часов до 68. Срок реализации программы – краткосрочный.

Программа сопровождается приложением, в котором рассматриваются – практическая часть и дидактическое обеспечение элективного курса.

Цели курса:

  • расширение и обобщение знаний по географии своего региона;

  • гуманизация географических знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения;

  • экологизация географических знаний и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора;

  • благоприятное и неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

  • умение объединять природное и социальное в человеке как единое целое.








ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ АРЗГИРСКОГО РАЙОНА 9 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Знакомство с источниками знаний о своем районе.

Роль географических знаний в изучении родного края.

1. Географическое положение и площадь Арзгирского района (1 час)

Широта и долгота крайних точек района, протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, место на карте своего региона. Площадь. Границы.

Практическая работа: Работа с контурной картой: 1) Нанесение на карту границ Арзгирского района и соседних с ним территорий.

2. История заселения и освоения своего административного района (1 час)

Основные этапы заселения территории района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры.

Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов).

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- особенности географического положения Арзгирского района;

- основные этапы хозяйственного освоения территории района.

Учащиеся должны уметь:

- находить место своего района на карте края, России;

- показывать на карте границы Арзгирского района, границы административных районов и их центры, территориальное деление внутри района, населенные пункты, их границы.


РАЗДЕЛ 1.

Общая характеристика природы района (20 часов)

1. Рельеф района (3 часа)

Общая характеристика поверхности территории района и ее геологическое строение. Характеристика основных форм рельефа: водораздел, впадина, равнина, увалы. Полезные ископаемые. Экзогенные и антропогенные процессы, формирующие современный рельеф. Влияние рельефа на особенности природы, хозяйство и жизнь людей. Опасные явления природы: овраги, оползни, причины их проявления и меры предотвращения.

Практическая работа: Нанести главные формы рельефа своего района на контурную карту (ментальную карту).

Практическая работа (на местности): Изучение рельефа своей местности и слагающих ее пород; составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые моей местности».

2. Климат (3 часа)

Климатообразующие факторы: географическая широта, воздушные массы и господствующие ветры. Преобладание воздушных масс умеренных широт. Режим отдельных метеоэлементов: атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Характеристика сезонов; особенность сезонных явлений природы. Анализ агроклиматических ресурсов Арзгирского района. Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Опасные явления природы: заморозки, гололед, суховеи, засуха, град, ливни, шквальные ветры, ураган. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Практическая работа: Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата территории района, составление климатических диаграмм. Характеристика типов климата по сезонам года, причины их формирования.

Творческая работа: выявление источников загрязнения атмосферного воздуха в районе по различным источникам информации. Нанести на контурную карту зоны загрязнения атмосферного воздуха, где ПДК выше нормы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

3. Внутренние воды (3 часа)

Виды внутренних вод. Характеристика рек Чограй, Восточный Маныч. Озера. Их происхождение и значение. Пруды. Водохранилище. Каналы. Подземные воды. Особенности использования подземных вод района.

Охрана водных ресурсов от загрязнения, проблемы рационального использования поверхностных и подземных вод района.

Практическая работа: Описание вод района (пруд, река, озеро).

Творческая работа: 1) Выявление источников загрязнения, состава загрязнения, влияния на здоровье человека. 2) Составление и защита проектов по решению экологических проблем водных ресурсов района.

4. Почвы (2 часа)

Особенности почвообразующих факторов на территории района. Характеристика основных типов почв: каштановые, их разновидность, размещение, меры по повышению плодородия. Почвенная карта района. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ.

Практическая работа: Характеристика почв района по типовому плану. Мероприятия по улучшению почвенного плодородия.

Описание агроценозов.

Творческая работа: Предложим, что вы ведете фермерское хозяйство. Ваши действия по улучшению использования почв своей местности. Внесите предложения по улучшению специализации сельского хозяйства с учетом оценки почвенных ресурсов.

5. Растительный мир (3 часа)

Состав флоры района, сравнение с флорой соседних территорий. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Типы классификации растений, их характеристика. Степные и полупустынные растительные сообщества. Главные зональные типы растительности района, особенности их размещения. Растения источники фитосырья (лекарственные, кормовые, пищевые, медоносные, декоративные). Редкие и исчезающие виды растений.

Практическая работа: Описание экосистемы степи. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.

Творческая работа: Составление гербария местных растений. Описание лекарственных растений в составе местной флоры, их лечебные свойства.

6. Животный мир (2 часа)

Разнообразие животного мира степной зоны, его охотничье-промысловое значение. Мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира.

Практическая работа: Характеристика животного мира Арзгирского района.

Творческая работа: Участие в местном мониторинге.

7. Природные территориальные комплексы (4 часа)

Ландшафты сухих степей и полупустынной зоны.

Практическая работа: 1) Описание характера взаимодействия компонентов природного комплекса и влияние хозяйственной деятельности человека на их развитие. 2) Путешествие по экологической тропе с целью визуального описания состояния компонентов природного комплекса.

Творческая работа: Работа с краеведческой литературой: научно-художественное описание природной зоны района с использованием произведений народного творчества, живописи и музыки.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- основные формы рельефа; влияние антропогенных процессов на формирование рельефа района; климатические особенности Арзгирского района; внутренние воды; называть главные свойства типов почв района; примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов; виды растений и животных своего района; называть исчезающих и редких представителей фауны и флоры;

- природную зону, в которой расположен район.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на формирование рельефа района; оценивать агроклиматические ресурсы; объяснять использование подземных вод; объяснять: образование почв, влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв района, основные проблемы рационального использования почвенных и земельных ресурсов района;

- давать комплексные географические характеристики компонентов природы края на основе карт;

- объяснять взаимосвязи между природой, историей освоения и заселения, и развитием хозяйства своего района; влияние хозяйственной деятельности на состояние природных комплексов.


РАЗДЕЛ 2

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

(обобщение знаний) (11 часов)

1. Природные ресурсы (2 часа)

Практическая работа: 1) Составление схемы «Виды природных ресурсов своего района и их использование». 2) Характеристика условий работы и быта человека в своем административном районе.

2. Природопользование Арзгирского района (9 часов)

Оценка качества окружающей среды в Арзгирском районе. Природнозональные аспекты природопользования.

Планирование природопользования и управление им. Отраслевой и территориальный принцип, проблемы их сочетания в районе.

Особенности природопользования сельских районов. Проблема усиления антропогенных нагрузок на ландшафт.

Практическая работа: 1) Описание основных источников и видов загрязнения окружающей среды в микрорайоне школы. 2) Изучение характера природопользования на местном промышленном (сельскохозяйственном) предприятии. 3) Оценка влияния транспорта на окружающую среду. 4) Прогнозирование изменения природы района под влиянием деятельности человека.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- виды природных ресурсов и экологические проблемы района;

- значение понятия «природопользование»; принципы планирования природопользования и управления им; проблемы природопользования в Арзгирском районе;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать природные условия и ресурсы;

- выполнять правила природоохранного поведения;

- оценивать хозяйственное использование природных ресурсов Арзгирского района;

- выявлять особенности условий работы и быта человека на основе различных источников географической информации;

- составлять характеристику одного из местных предприятий; составлять экологические карты местности.


Методические рекомендации и дидактическое

обеспечение изучения географии и экологии Арзгирского района


Географическое положение и площадь района

Работа с картой:

1. На административной карте Ставропольского края найдите Арзгирский район. Какую часть территории Ставропольского края он занимает? С какой республикой граничит район? По какому природному рубежу проходит эта граница? С какими районами края граничит Арзгирский район? Назовите и покажите их на карте.

2. Пользуясь картой Ставропольского края, определите расстояние от Арзгира до Ставрополя по масштабу карты и градусной сетке в километрах и градусах; определите широту и долготу крайних точек района, протяженность с севера на юг и с запада на восток, координаты своего населенного пункта.

3. Нанесите на контурную карту Арзгирского района его границы, укажите районы – соседи, отметьте пунсонами и подпишите районный центр и свой населенный пункт.


Рельеф и полезные ископаемые

Задания:

1. Какие формы рельефа характерны для района?

2. Где расположены наивысшая и самая низкая точки района?

3. Охарактеризуйте рельеф окрестностей вашего населенного пункта.

4. Перечислите горные породы, слагающие поверхность района.

5. Какие полезные ископаемые добываются в районе.

6. Перечислите экзогенные и антропогенные процессы, формирующие современный рельеф района.

7. Как повлиял рельеф на особенности природы, хозяйство и жизнь людей, проживающих в Арзгирском районе?


Климат

Работа с картой:

1. По карте в атласе определите, в каком агроклиматическом поясе расположен Арзгирский район? Какой тип климата характерен для него?

2. Какие в районе наблюдаются температуры зимой и летом, сколько осадков выпадает?

3. Какова величина коэффициента увлажнения в районе? В какой зоне он расположен?

Задания:

1. Перечислите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат района?

2. Ветры каких направлений преобладают в Арзгире летом? Каких зимой?

3. Дайте характеристику особенностей сезонных явлений природы.

4. Какие особенности климата отрицательно влияют на сельское хозяйство и здоровье людей?

5. Назовите основные загрязнители воздуха в районе. Предложите меры борьбы с ними.


Внутренние воды

Работа с картой:

1. Назовите и покажите по карте реки, протекающие по территории района. К какому бассейну они относятся? В каком направлении они текут? Объясните, почему?

2. Какой режим характерен для рек района?

3. Назовите и покажите по карте озера района. Назовите их особенности. Как они используются?

Задания:

1. Как в районе используются артезианские воды?

2. Какие гидротехнические сооружения созданы в Арзгирском районе?

3. Какой канал проходит по району? Как он влияет на природу и хозяйство? Какие положительные и отрицательные изменения произошли в природе после проложения канала?

3. Назовите основные источники загрязнения вод района. Охарактеризуйте проблемы рационального использования подземных и поверхностных вод района.


Почвы

Работа с картой:

Задания:

1. По почвенной карте края определите, какие почвы преобладают в районе.

1. Опишите факторы, влияющие на деградацию почв района.

2. Объясните, почему эрозия почв неизбежно ведет к падению их плодородия?

3. Какие виды мелиорации характерны для района.

4. Какие природоохранительные мероприятия необходимо осуществить с целью рационального использования земель в районе?


Растительный мир

Задания:

1. В какой природной зоне расположен Арзгирский район?

2. Перечислите представителей растительного мира, встречающихся на территории района.

3. Какими причинами вызвано сокращение численности и исчезновение видов растений района?

4. Назовите наиболее редкие виды растений флоры района. Какие растения занесены в Красную книгу?

5. Как по состоянию растительного покрова можно судить об экологической обстановке в районе?

6. Составьте прогноз результатов антропогенного воздействия на растительный мир Арзгирского района.


Животный мир

Задания:

1. Перечислите представителей животного мира Арзгирского района. Какие из них являются промыслово-охотничьими?

2. Назовите характерные адаптации животных степей.

3. Назовите мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира района.

4. Составьте прогноз результатов антропогенного воздействия на животный мир Арзгирского района.



Природные территориальные комплексы

Задания:

1. Что такое природный территориальный комплекс?

2. В какой ландшафтной провинции, и в каких ландшафтах находится территория Арзгирского района? Опишите их особенности.

3. Охарактеризуйте степень влияния человека на природные комплексы района.

4. Какие заказники есть на територии Арзгирского района. С какой целью они созданы?


Природные ресурсы района

Задания:

1. Назовите виды природных ресурсов Арзгирского района и их использование.

2. Охарактеризуйте условия работы и быта человека в своем административном районе.


Природопользование Арзгирского района

Задания:

1. Что такое природопользование? В чем заключаются особенности прородопользования сельских районов?

2. В чем заключается проблема усиления антропогенных нагрузок на ландшафт?

3. Что является основным загрязнителем окружающей среды?

4. Дайте оценку окружающей среды в Арзгирском районе.

5. Используя материалы периодической печати района, заполните таблицу:


Преобразование природы Арзгирского района

Виды хозяйственной деятельности человека

Последствия хозяйственной деятельности человека

+

-

В Арзгирском районе

В селе

В Арзгирском районе

В селе






6. Нанесите:

а) ценные объекты природы Арзгирского района (охраняемые и нуждающиеся в охране);

б) лекарственные растения и их охрана;

в) основные источники загрязнения окружающей среды.

7. Предположите пути снижения нагрузок на природу Арзгирского района.


Практическая часть к программе

«География и экология Арзгирского района».


1. Изучение рельефа свое местности и слагающих ее горных породах

(осенняя экскурсия)

Данная экскурсия развивает у учащихся пространственные представления, наблюдательность. Прежде чем провести экскурсию, учитель должен сам хорошо ознакомиться с изучаемым районом, наметить маршрут, разработать задания для учащихся с учетом особенностей природы своей местности.

Учебно-образовательные задачи: Расширить и накопить у учащихся конкретные знания о рельефе своей местности и слагающих ее породах. Ознакомить с результатами процессов, изменяющих рельеф. Продолжить работу по закреплению навыков ориентирования на местности с помощью компаса. Вспомнить приемы измерения высоты склона нивелиром, высоты солнца над горизонтом и крутизны склона с помощью угломера, и определение простейшими способами ширины реки (балки). Наглядно показать как человек использует в хозяйственной деятельности рельеф и породы, слагающие местность. Заполнить полевой дневник, собрать образцы пород.

Оборудование: компасы (желательно на каждого ученика), полевой дневник, угломеры (два), рулетка, лопата, нивелиры (три), коробочка для сбора образцов горных пород.

Место экскурсии: балка, пролегающая по территории с. Петропавловское. Расстояние от школы 300 м.

Ход экскурсии: в ходе экскурсии учащиеся предупреждаются, что задание считается выполненным при условии, если материал экскурсии будет оформлен и сдан учителю. Сдаче подлежит полевой дневник и коллекция горных пород.

Вопросы в полевой дневник записываются накануне экскурсии.


Форма полевого дневника

Полевой дневник


Ученика - (цы) ……………………………………………………………………

Место проведения экскурсии – балка с. Петропавловское Сухая Курунта

Время проведения…………………………………………………………………


Задания

Ответы

1. Что значит ориентироваться?


2. Что называется горизонтом?


3. каким вы видите горизонт:

на юге

на востоке

на западе

на севере


4. Какую местность вы видите:

на юге

на востоке

на севере

на западе


5. Куда стекаются талые и дождевые воды с поверхности?


6. Какие горные породы слагают нашу местность? (Соберите образцы)


7. Как человек использует эти горные породы в своей хозяйственной деятельности?


8. Как человек использует местность в хозяйственной деятельности?


9. Под влиянием каких причин изменяется рельеф местности?


10. Какова ширина балки? В каком направлении она протянулась?


11. Какова высота балки (правый и левый склон)?


12. Какова крутизна склона?


13. Какова высота солнца над горизонтом?


14. В каком направлении от нас находится:

детский сад

пекарня

правление СПК «Россия»

поликлиника


15. На какой стороне балки вы стоите?


16. В каком направлении вы будете возвращаться из школы?


17. Как залегают породы в районе экскурсии? (Проследить на обнажении оврага. Сделать рисунок).



Примечание: по усмотрению учителя в полевой дневник включаются и другие вопросы, требующие характеристики своей местности.

Все записи в дневнике ведутся простым карандашом.

На сбор горных образцов отводится 10 – 15 минут.

Задание на дом: привести в порядок записи в полевом дневнике. Оформить коллекцию горных пород.


2. Изучение взаимосвязей компонентов природного комплекса

(Экскурсия)


Учебно-образовательные задачи: установить взаимосвязи между рельефом и слагающими его горными породами, степенью увлажнения и нагревания, почвой и растительностью. Выяснить какие мероприятия проводятся в вашей местности с целью охраны природы. Какую помощь в этом году могут оказать учащиеся школы?

Оборудование: лопата, термометр для измерения температуры воздуха, почвы, рулетка, компасы, лупы, полевой дневник.

Место экскурсии: природный комплекс склона балки (на расстоянии 1 км от школы) и участок парка (200 м. от школы).

Форма полевого дневника


Полевой дневник ученика (цы) ………………………………………………...

Время экскурсии…………………………………………………………………..

Место экскурсии…………………………………………………………………..

Погода во время экскурсии……………………………………………………...


Задания

ПК склона балки

ПК парка

1. Характер поверхности



2. К какой стороне горизонта обращен склон балки?



3. Почвы (название)

а) структура почвы

б) состав почвы (песок, глина, перегной)

в) влажность почвы (избыточная, достаточная, недостаточная)

г) температура верхнего слоя почвы

д) остатки растений и животных в почве

е) породы, залегающие под почвой (глина, песок)



4. Характер растительности (бедная, скудная)



5. Виды растительности:

а) травянистая

б) кустарниковая

в) древесная



6. Какие животные были обнаружены?



7. Выводы:

Природный комплекс (богатый, скудный)

Это объясняется тем, что

а) рельеф

б) нагревание

в) влажность

Почвы



8. Для какой сельскохозяйственной цели эту территорию можно использовать?



9. Что необходимо сделать для улучшения ПК?



10. Как изменится ПК, если количество осадков увеличится в несколько раз?




Важная часть экскурсии – это сравнить ПК и сделать соответствующие выводы.

В заключительной части экскурсии учитель говорит о том, в нашей стране приняты законы об охране земельных угодий, лесов, животного мира, водоемов. С этой целью создаются заповедники, заказники. Особое место необходимо отвести беседе о непосредственном участии школьников в мероприятиях по охране природы в своей местности.

Домашнее задание: закончить оформление плевого дневника.


3. Описание природного комплекса своей местности

Это задание целесообразно проводить после изучения темы «Природный комплекс Арзгирского района» с целью выявления насколько учащиеся усвоили материал.

Задание:

Опишите природный комплекс своей местности по плану:

1. Географическое положение

Мы живем в ……..(районе, крае, области), который расположен в …… части России. Географические координаты:……. с. ш. и ……в.д., в …..……… поясе, на расстоянии……. км. от океана (моря).

Характеристика природного комплекса

Наша местность сложена ….(осадочными, магматическими, метаморфическими) горными породами (состав пород), залегающими ….(горизонтально, складками).

Местность…(ровная, холмистая, встречаются овраги, горы).

Климат…(морской, умеренно-континентальный, резко-континентальный).

Атмосферные осадки выпадают в количестве…….. мм (равномерно на протяжении года, больше летом, зимой или осенью).

Средняя температура января……, июля……. Грунтовые воды залегают…….. (глубоко, близко к поверхности).

В нашей местности протекает река…….. (или есть озеро). Характер течения реки …….. (быстрый, медленный), русло……….(прямое, извилистое), долина…… (пойменная, без поймы). Река замерзает (не замерзает) на …….. месяцев, весной разливается (не разливается).

Почвы преимущественно……. (плодородные, малоплодородные).

В нашей местности преобладает………(лесная, луговая, степная) растительность, например………..

Для нашей местности характерны такие виды животных, как…………...


Взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов

На основании выполненного задания выясните взаимосвязи взаимозависимости:

а) рельефа от залегания горных пород;

б) подземных вод, временных потоков и рек от климата и рельефа;

в) растительности от климата и рельефа;

г) животного мира от климата и растительности.


4. Описание водоема

План

При исследовании внутренних вод района дети получают следующие задания, которые выполняют под руководством учителя.

Исследуйте и опишите озеро. В описании отметьте:

  1. Название водоема.

  2. Как он образовался.

  3. Сколько квадратных метров занимает водоем (приблизительно)

  4. Сточный или бессточный водоем, определите температуру.

  5. Какова прибрежная растительность водоема.

  6. Какие живые организмы обитают в водоеме.

  7. Какими водами питается водоем (талыми, дождевыми, грунтовыми)

  8. Каков характер берегов исследуемого водоема.

  9. Как используется водоем местными жителями.

  10. Зарисуйте или сфотографируйте водоем.

Для работы надо иметь термометр, сачок удочку.


Исследуйте и опишите источник.

Источники могут быть в оврагах, обрывах, так как там выходят на поверхность водоупорные слои. Внимательно осмотрите источник и опишите по следующей форме:

  1. Название источника, если оно имеется.

  2. Почему так называется источник.

  3. Далеко ли источник от населения.

  4. Сколько воды дает источник за 1 час (для этого надо подсчитать, сколько литровых банок нальется за одну минуту, и за тем это количество умножить на 60. Умножив полученное число на 24, узнаете сколько воды дает источник за сутки).

  5. Каков подход к источнику, есть ли возле него заболоченная площадь.

  6. Дает ли источник воду зимой.

  7. Цвет, запах, прозрачность и температура воды.

  8. Из толщи, каких пород пробивается источник.

  9. Можно ли улучшить источник, что для этого нужно сделать, если можно, сделайте это на экскурсии.

Для работы надо иметь: термометр, литровую банку, часы.


Исследуйте и опишите реку. В описании укажите:

  1. Название реки.

  2. Притоком, какой реки является.

  3. Ширину реки, ее глубину (приблизительно)

  4. Сколько метров проплывает брошенный в реку поплавок за одну минуту.

  5. Температура воды в реке.

  6. Характер правого и левого берегов реки, относительную высоту берегов, есть ли озерки и заболоченные участки.

  7. Широко ли разливается река весной.

  8. Как используется река.

Для работы надо иметь: нивелир, термометр, поплавки, рулетку, часы, блокнот.

Описания обнажения

В описании укажите:

1. Характер обнажения (осыпь, склон, овраг, крутой берег реки).

2. Размер обнажения.

3. Толщину, состав (глина, песок, гравий), цвет, структуру (рыхлый, твердый, слоистый) каждого слоя обнажения. Измерение пластов начинайте снизу.

Для работы надо иметь: планшет с бумагой, рулетку, нивелир, линейку, резинку.


6. Характеристика климата вашей местности

Определите:

а) в каком тепловом поясе находится ваша местность;

б) в какой климатической области находится ваша местность.

Составьте рассказ о климатических особенностях вашей местности по плану:

1. Характеристика элементов погоды по сезонам года (зима, осень, лето, весна).

2. Четко ли выражены сезоны года; продолжительность зимнего периода (морозная, минимальные и максимальные температуры, средняя температура января, много или мало выпадает снега, высота снежного покрова); продолжительность летнего периода (максимальные и минимальные температуры воздуха, средняя температура июля, количество осадков).


Литература

Для учителя:

1. Атлас земель Ставропольского края. – Ставрополь: Кубань НИИгипрозем, СГУ, 2000.

2. Атлас Ставропольского края. – М.: ГУГК, 1968.

3. Бальнеологическая оценка грязевой залежи озера Довсун. (рукопись). – Пятигорский НИИ курортологии и физиотеропии. – Пятигорск , 1979.

4. Водные ресурсы Ставрополья/ под ред. А.А. Кондратенко. – Ставрополь:

«Старополькрайводхоз», 2001.

5. Годзевич Б.Л., Шальнев В.А., Савельев В.В. и др. Оценка антропогенных изменений и задачи сохранения ландшафтов Ставропольской возвышенности // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий. Материалы науч.- практ. конференции. Ставрополь: СГпи, 1991,-с.61-64.

6. Горбнов И.Ф., Рябов Е.И. Система мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией почв. – В кн.: Основы рациональной системы ведения сельского хозяйства в Ставропольском крае. Ставрополь: Кн. из., 1968.

7. Земцов Е.И. Водоснабжение – важный фактор улучшения жизни // газета Заря, 2 апреля 1999.

8. Иванов А.Л. Редкие и исчезающие растения Ставрополья. – Ставрополь: ставропольсервисшкола, 2002.

9. Мирзаев Е.С. Изучение антропогенных изменений в пироде родного края // География в школе. – 1983.- № 5. – С. 12 – 15.

10. Почвы Арзгирского района и рекомендации по их использованию. Сборник НИИ почвоведения при ВГУ. – Воронеж, 1974.

11. Ркймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.

12. Ржевский Б.Н., Максимова Н.И. Особенности разработки и реализации эколого-краеведческих программ // География в школе. – 1999. - № 3. -С.55 –

13. Сундукова Т.В. Региональный компонент в преподавании географии // География в школе. – 1997. - № 7. – С.81-82.

14. Фауна Ставрополья / под ред. М.Ф. Тертышинкова и др. – Ставрополь, выпуск 5, 1993.

15. Физическая география Ставропольского края: учебник для 6-8 классов общеобразовательных школ / под ред. В.В. Савельевой, Н.С. Румыниной, Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева. – Ставропль, 2004.

16. Млекопитающие, птицы, насекомые. Учебное пособие по спецкурсу. – Ставрополь, 1993.

17.Хохлов А.Н. Рыбы Ставрополья. Учебное пособие е спецкурсу. – Ставрополь: ИРО, 1995.

18. Хлюпина Т.Л. Краеведческий аспект в преподавании географии // География в школе. – 1995. - № 1. – С. 75 – 76.

19. Шальнев В.А. Ландшафтная карта Ставропольского края (м-ба: 1:500000). – Ставрополь: СГУ, 2000.

20. Шальнев В.А., Годзевич Б.Л., Савельева В.В. Проблемы ландшафтной экологии Ставропольского края // проблемы естественных наук: Материалы науч. – практ. конференции, Университетская наука – региону. – Ставрополь: СГУ, 1996. – С.134-136.

21. Экология Ставропольского края: учебник для 9-11 классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края / под ред. В.И. Вишняковой. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000.


Для учащихся:

1. Арз-имя собственное / под ред. Ю.Д. Шиянова. – Буденновск, 2003.

2. Атлас Земель Ставропольского края. – Ставрополь: Кубань ГИИгипрозем, СГУ, 2000.

3. Атлас Ставропольского края. – М.: ГУГК, 1968.

4. Бальнеологическая оценка грязевой залежи озера Довсун. (рукопись). – Пятигорский НИИ курортологии и физиотерапии. Пятигорск, 1979.

5. Иванов А.Л. Редкие и исчезающие растения Ставрополья. – Ставрополь: ставропольсервисшкола, 2002.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М: Мысль, 1990.

7. Фауна Ставрополья / под ред. М.Ф. Тертышникова и .др. – Ставрополь, выпуск 5, 1993.

8. Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6 – 8 классов общеобразовательных школ / под ред. В.В. Савельевой, Н.С. Румыниной, Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева. – Ставрополь, 2004.

9. Млекопитающие, птицы, насекомые. Учебное пособие по спецкурсу. – Ставрополь, 1993.

10. Хохлов А.Н. Рыбы Ставрополья. Учебное пособие к спецкурсу. – Ставрополь: ИРО, 1995.

11. Шальнев В.А. Ландшафтная карта Ставропольского края (м-ба: 1:500000). – Ставрополь: СГУ, 2000.

12. Экология Ставропольского края: учебник для 9-11 классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края / под ред. В.И. Вишняковой. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000.