"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова
как психологический и философский роман
(дидактический материал к обобщающему уроку в 9 классе)
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою… (Герой нашего времени. Предисловие к Журналу Печорина)
Герой - 1) выдающийся человек, совершивший подвиг, 2) действующее лицо произведения, 3) лицо, воплощающее характерные черты эпохи, среды, 4) лицо, привлекшее к себе внимание, являющееся предметом восхищения, подражания.
Психологизм - отражение в художественном произведении внутреннего мира человека.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.
Приёмы создания психологизма в романе "Герой нашего времени"
1) Индивидуальный психологический портрет.
Примеры.
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, пыльный бархатный сюртучок его позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера…
Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
2) Раскрытие характера героя извне (интерпретация поведения).
Пример. Поведение Печорина после смерти Бэлы в оценке Максима Максимыча ("Бэла").
Я вывел Печорина вон из комнаты… его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…
3) Самоанализ героя.
Пример. Печорин перед княжной Мери ("Княжна Мери").
– Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.
Б) Сиюминутная "внутренняя речь" героя, сопровождающая событие.
Пример. Печорин подслушивает заговорщиков ("Княжна Мери").
– А вот слушайте: Грушницкий на него особенно сердит – ему первая роль! Он придерётся к какой-нибудь глупости и вызовет Печорина на дуэль… Только вот где закорючка: в пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит...
– Славно придумано! согласны! почему же нет? – раздалось со всех сторон.
– А ты, Грушницкий?
Я с трепетом ждал ответ Грушницкого; холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею.
Пример. Дневник Печорина ("Княжна Мери").
Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает.
4) "Пейзаж души" (восприятие природы).
Пример. Утро перед дуэлью ("Княжна Мери").
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление … Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу.
5) Психологический эксперимент.
Примеры.
Раз утром он велел оседлать лошадь, оделся по-черкесски, вооружился и вошел к ней. «Бэла! – сказал он, – ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, – ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня». – Он отвернулся и протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала. Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери… Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею.
- Господа, я вас прошу не трогаться с места! - сказал Вулич, приставя дуло пистолета ко лбу.
- Господин Печорин, - прибавил он, - возьмите карту и бросьте вверх.
Я взял со стола, как теперь помню, червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось; все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок… осечка!
Дисгармония в душе Печорина
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных… (Княжна Мери. Дневник Печорина).
Философский план ("человек вообще") | Исторический план ("современный человек") |
"Высокое назначение", "богатая натура", одарённый, благородный, значительный. | "Не угадал", "увлёкся приманками", мелочный, ничтожный, эгоистичный. |
Интерес к миру, к людям ("весело жить"). | Равнодушие, индивидуализм ("скучно жить"). |
Потребность любви, участия ("возбуждать к себе чувство любви"). | Холодность, эгоизм ("любил для себя"). |
Готовность к подвигу, к самопожертвованию ("вздумал испытать судьбу"). | Виновник страданий других людей ("топор в руках судьбы"). |
Пафос борьбы за высокое назначение ("силы необъятные"). | Рефлексия, ирония: борьба со скукой ("смешно и досадно"). |
Исключительная личность. | Типичный "герой своего времени". |
Вывод. Высокое назначение человека остаётся невостребованным в современном ему обществе. Главная проблема "Героя нашего времени" - проблема "лишнего человека" (невостребованного своим временем, не сумевшего реализовать свой потенциал).