СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Герой нашего времени" -первый психологический роман в русской литературе. Особенности жанра и композиции.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает создать условия для более полного понимания текста, его анализа; выявление читательской позиции ; развитие навыков монологической речи;  раскрыть композиционное и жанровое своеобразие .

Просмотр содержимого документа
«"Герой нашего времени" -первый психологический роман в русской литературе. Особенности жанра и композиции.»

Конспект урока литературы в 9 классе учителя

надомного обучения Прониной Лидии Владимировны

Тема: «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. Особенности жанра и композиции»

Цель: создать условия для более полного понимания текста, его анализа; выявление читательской позиции ; развитие навыков монологической речи; раскрыть

композиционное и жанровое своеобразие .

Задачи: 

  • напомнить учащимся об основных  характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;

  • познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах  на выход произведения;

  • прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина). 



Ход урока

1 Организационный момент

II. Выяснение первоначальных впечатлений о романе «Герой нашего времени». Актуализация знаний

  1. Какая  из  прочитанных  повестей, составляющих произведение,   произвела  на  вас  наибольшее впечатление?

  2. Расскажите о своем отношении к главному герою.

  3. О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу  «Бэла»?

  4. От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?

  5. Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?

  6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?

III. Постановка учебных целей и задач.


- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» - это чьё?

(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)


- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.


Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

- Тема нашего урока: «Роман «Герой нашего времени» как социально -психологический роман. Особенности жанра и композиции».

-Какая цель нашего урока ( познакомиться с идейным замыслом романа; поделиться читательскими впечатлениями о романе М. Ю.Лермонтова; отметить важнейшие особенности композиции и жанра.)

IV. Работа по раскрытию темы урока.

Вступительное слово учителя.

-Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен  в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году  с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».

Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».  

1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения,  – это мрачные годы, отметившиеся в истории как  годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым  было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была  судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал  тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.

Лермонтову в своем произведении хотелось  показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.

Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.

В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

V.Определение жанра

-Известнейший русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так высказывался о романе: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.»

- Определим жанр данного произведения. Дадим определение жанра.

Существует множество определений литературного жанра, по сути сводящихся к следующему: жанр (от франц. genre; основное значение - род) - исторически сложившийся тип литературного произведения, наделенный характерными чертами, свойственными более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще. Итак, жанр для писателей и читателей выступает прежде всего в классификационной функции. ( Запись в тетрадь ).

- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души, его связи с миром , то есть как социально-психологический роман. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»).

- Так каков же жанр этого произведения?


Словарная работа

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

Назовите определяющие характеристики психологического романа.

(Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценкадействий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. )

VI. Особенности композиции романа

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в  нем  выделить  уже известные  вам  элементы  сюжета?  (Особенность композиции  романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и  свое  заглавие.  Но  именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в  единый роман.)

5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.

Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:  

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

Последние  три  повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.

Вопросы:

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?

3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?

Выводы.  «Печорин  –  главный  герой  романа.  Действующие  лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является  центром  повествования,  Героем  своего  времени.  Композиция произведения  (смена  рассказчиков,  нарушение  хронологии  событий, жанр  путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет  автору следующие возможности:

- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

- проследит историю его внутренней жизни;

- образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.

VII. Литературно-критические отзывы  на  роман  М. Ю.  Лермонтова  «Герой  нашего  времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?

2) Как сам автор говорит о своем герое в предисловии?

Чтение предисловия.

(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)


VIII. Домашнее задание

1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.