Урок биологии в 6 классе по теме: Гетеротрофное питание.
Автор: , учитель высшей категории Киселева Е.А
Цель: изучить особенности питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных.
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями питания плотоядных, растительноядных и всеядных животных, хищных растений; Научить учащихся различать животных по способам добывания пищи; Формировать у учащихся интерес к изучению живой природы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных; хищных растений; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению особенностей питания животных и хищных растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к хищным животным и их охраны.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, тест, учебник Биология. 5-6 классы / , , ; под ред. . – М.: Просвещение, 2016 (Линия жизни).
План урока
1. Орг. момент (1 мин)
2. Актуализация знаний (3 мин)
3. Формулирование задач урока (1 мин)
4. Изучение нового материала (30 мин)
5. Проверка изученного материала (8 мин)
6. Подведение итогов (2 мин)
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Запись домашнего задания: 1) § 28,
а) подготовить презентацию об особенностях питания любого животного.
б) ответить на вопросы, на которые не будут даны ответы в рамках данного урока.
2. Актуализация знаний (слайд 1 -2)
3. Формулирование задач урока (слайд 3).
- Попробуйте дать определение понятию «ПИТАНИЕ – это…?
Учитель заслушивает варианты ответов учеников. После этого предлагает определение, которое всесторонне раскрывает сущность процесса питания.
Определение: Питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для выработки энергии, построения и обновления клеток.
Или проще и короче (слайд 5-6): Питание - это процесс получения органических веществ и энергии.
- На какие группы делятся организмы по способу питания? (автотрофы и гетеротрофы) (слайд 7-9).
- Назовите организмы, относящиеся к автотрофам и гетеротрофам.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с особенностями питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных и научиться различать животных по способу добывания пищи.
4. Изучение нового материала.
- На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи? (растительноядные, плотоядные, или хищники и всеядные) (слайд 10-15).
ПОКАЗ ВИДЕОФАЙЛА
Хищниками называют животных, питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют. Для хищников характерно специальное охотничье поведение. Добыча жертвы требует от них значительных затрат энергии на поиск, погоню, захват, преодоление сопротивления жертв. Примеры хищничества в природе многочисленны - акулы, жабы, змеи, соколы, белый медведь, гепард и др.
- Какова роль хищников в природе? ) (Идет обсуждение, ребята высказывают разные мнения).
Учитель резюмирует ответы учащихся: Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора – наименее приспособленных к окружающей среде животных они уничтожают, а тех, кто не имеет признаков, которые помогут ему выжить - съедают. Убивая больных животных, они препятствуют распространению заболеваний среди жертв.
- Может ли сокращение численности хищников привести к нарушению равновесия в природных сообществах?
- Да. В Черном море в 1970-е годы чрезмерный отлов дельфинов и крупных хищных рыб привел к всплеску численности мелких видов рыб, питающихся ракообразными. Сокращение численности ракообразных, питающихся водорослями, привело к массовому разрастанию водорослей, а отсутствие крупных рыб спровоцировало массовый отлов мелких рыб. В результате опустела большая экологическая ниша, которую за короткое время заполнили бесполезные медузы.
Ученые из Университета штата Орегон в результате исследований, проводимых на протяжении последних 50 лет обнаружили, что исчезновение основных хищников в лесных сообществах стало причиной увеличения численности травоядных, что существенно отразилось на росте молодых деревьев и на биологическом разнообразии в целом. Это в свою очередь привело к обезлесению некоторых площадей. Плотность крупных травоядных млекопитающих была в шесть раз больше в областях без волков, по сравнению с теми районами, где волки присутствовали.
- Нуждаются ли хищные животные в охране?
- Конечно, хищники нуждаются в охране. В качестве дополнительного задания к уроку вы можете провести мини исследование. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернет составьте рейтинг Исчезающих хищных животных России. Первые места отведите животным, стоящим на гране вымирания.
Мы уже выяснили, что процесс питания не такой уж простой. Прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Это не так-то просто, ведь добыча бывает разной и не стремиться добровольно быть съеденной. Даже растения, чтобы не быть съеденным, обзаводятся шипами и колючками, выделяют ядовитые и едкие вещества, прячут вкусные семена под твердыми скорлупками. Что уж говорить о животных, которые обороняются от хищников рогами и копытами, скрывают нежные тела в раковинах и твердых панцирях, спасаются бегством и т. д. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу пищи, эволюция сумела создать универсальный аппарат - пищеварительную систему. Но чтобы суметь захватить и удержать добычу природе пришлось выдумать большое разнообразие органов захвата – разные варианты зубов, клювов и челюстей.
(Иллюстрации в учебнике) Так, насекомые поражают огромным разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабженные «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще-сосущие хоботки – у комаров.
(Иллюстрации в учебнике) Пример разнообразия строения клювов у птиц.
Впечатляет многообразие зубов у млекопитающих. Хищные животные крупными клыками умерщвляют добычу, а соседними – бритвенно острыми зубами с легкостью её разделывают. (Иллюстрации в учебнике)
Грызуны, наоборот, предпочитают твердые растительные корма и обходятся совсем без клыков. У них очень совершенные передние зубы – резцы. Они у них большие, острые и даже самозатачивающиеся (Иллюстрации в учебнике).
А копытным приходится жевать жесткую траву, поэтому у них развиты коренные зубы – со сложной бугорчатой поверхностью – настоящие жернова, как на мельнице, которые перетирают грубый корм (Иллюстрации в учебнике).
Как вы думаете, что такое пищеварение?.....
Показ слайдов (17-21)
Доклады учащихся на темы: «Пищиварение у пауков», «Пищиварение у медуз».
У позвоночных животных пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы. При этом длина пищеварительного тракта у растительноядных и хищных животных отличается. Животная пища быстрее и легче переваривается и усваивается организмом, чем грубая растительная. Поэтому пищеварительный тракт у хищников короткий ). Клетки растений, как вы помните, содержат целлюлозу и очень прочные. Целлюлоза не усваивается организмом. Переработать и превратить её в легкодоступную форму для животного помогают симбионтные бактерии, которые обитают в желудочно-кишечном тракте травоядных животных. Таким образом, пищеварительный тракт растительноядных значительно длиннее, чем у хищников (Иллюстрации в учебнике).
Хищничество встречается и у растений, особенно произрастающих на бедных питательными веществами почвах (слайд 22). У хищных (насекомоядных) растений сформировались различные приспособления для привлечения и ловли насекомых. Так, у обитающей на наших болотах росянки насекомые, привлеченные запахом, садятся и прилипают к листу, волоски которого выделяют липкое вещество, а затем лист складывается. У тропического непентеса верхняя часть листового черешка имеет вид кувшина, с гладких краев которого насекомые соскальзывают внутрь. Венериной мухоловке свойственно активное захлопывание листьев-ловушек.
Поскольку сегодня на уроке мы рассматриваем вопрос питания, ответьте еще на один вопрос, связанный с этой темой . Кто больше ест: слон или мышь? (обсуждение в классе). Подумайте над этим вопросом дома, почитайте дополнительную литературу и подготовьте ответ к следующему уроку.
5. Проверка изученного материала
А сейчас пришло время проверить, как вы разобрались с темой урока. Я раздаю вам листочки с тестом. Вы выполняете его по вариантам. После окончания работы вы меняетесь работами с соседом и проверяете работу друг друга. Найденные ошибки вы не исправляете, а записываете в соседней колонке, в которую впишите свою фамилию. На работу и взаимную проверку у вас есть 8 минут.
6. Подведение итогов урока.
Оценки за проверочные работы вы узнаете на следующем уроке. А сейчас ответьте на вопрос: что было для вас самыми трудными сегодня на уроке?
ТЕСТ
Вариант 1
1. Выберите неверные утверждения:
А) жертвами хищников обычно становятся больные или ослабленные животные Б) хищники питаются другими животными, в том числе падалью В) растения не могут питаться гетеротрофно Г) всех хищников необходимо уничтожить Д) у хищников короткая пищеварительная система
2. Установите соответствие между животными и способами добывания пищи.
А) ХИЩНИКИ 1) енот 2) паук-крестовик 3) олень пятнистый
Б) ВСЕЯДНЫЕ 4) бурый медведь 5) черный коршун 6) капустница обыкновенная
В) РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ
3. Гетеротрофы – это организмы:
А) создающие органические вещества Б) употребляющие готовые органические вещества В) создающие и разлагающие органические вещества Г) разлагающие органические вещества
4. Питаются за счет другого организма (его тканями или уже переваренной организмом пищей): А) падальщики Б) хищники В) паразиты Г) всеядные
Ф. И. выполняющего работу | Ф. И. проверяющего____________________________ Исправления проверяющего |
1. | |
2. А - …… Б-……. В………. | |
3. | |
4. | |
Вариант 2
1. У растительноядных животных: А) длинный кишечник Б) клыки В) короткий кишечник Г) острые когти
2. Среди перечисленных организмов выберите хищников: А) бычий цепень Б) одуванчик лекарственный В) паук-крестовик Г) мышь полёвка
3. Из перечисленных утверждений выберите правильные: А) все хищники – вредные животные Б) все животные – гетеротрофные организмы В) уничтожение хищников наносит вред природе Г) у всех животных есть специализированные органы пищеварения Д) всеядные животные питаются только падалью
4. Острые когти и зубы, короткая пищеварительная система – это признаки А) падальщиков Б) всеядных В) растительноядных Г) плотоядных
Ф. И. выполняющего работу | Ф. И. проверяющего____________________________ Исправления проверяющего |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
Литература:
1. Учебник Биология. 5-6 классы / , , ; под ред. . – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. (Линия жизни)
2. Энциклопедия для детей. Биология. Том 2. Изд-во Аванта+, 1998
3. http:///26531-bez-xishhnikov-priroda-ischeznet. html