МБОУ СОШ № 88
Открытая районная викторина
«Мой Башкортостан»,
посвящённая Году Кино
Выполнил: Анатолий Алексеевич Бочков
ученик 11А класса
Научный руководитель: Кудряшова Тамара Ивановна
УФА 2016
Викторина «Мой Башкортостан» - 2016
1. В 1915 году режиссёр В.Р. Гардин экранизировал произведение Л.Н. Толстого, в котором отразились впечатления писателя от пребывания у башкир. Как называется это произведение?
ОТВЕТ «Много ли человеку земли нужно?» — один из назидательных народных рассказов Л.Н. Толстого, написанный в начале 1886 года и опубликованный в 4-м номере «Русского богатства» за этот год. Почти одновременно появился в сборнике «Три сказки Льва Толстого».
В рассказе отразились впечатления от пребывания писателя у башкир, пересказ скифских преданий у Геродота (которого Толстой в то время читал в подлиннике) и увлечение учениями Христа и Будды. Обег степных земель главным героем представлен Толстым как притча — метафора человеческой жизни, уходящей на накопление материальных ценностей в ущерб духовным исканиям
Главный герой рассказа — крестьянин Пахом — одержим страстью к стяжательству. «А будь земли вволю, так я никого, и самого чёрта, не боюсь! » — в запальчивости похваляется он. Чёрт за печкой, услышав это, замышляет довести Пахома до погибели: «Я тебе земли много дам. Землёй тебя и возьму». Пахому удаётся постоянно расширять свои владения, но всё ему мало.
Заезжий купец рассказывает Пахому, что башкиры дают человеку земли столько, сколько он в состоянии обежать за день. Пахом отправляется за землёй к башкирам. Накануне обега земли ему снится сон, в котором купец оборачивается сначала пузатым башкиром, потом чёртом с рогами, а у ног его лежит труп самого Пахома.
Наутро он пустился по степи наперегонки с солнцем. Пришло время возвращаться, солнце приблизилось к закату, Пахом спешит вернуться, «в груди как мехи кузнечные раздуваются, а в сердце молотком бьёт». Солнце зашло, у Пахома подкосились ноги и он упал замертво перед хохочущим пузатым башкиром. «Ай, молодец! » — закричал старшина. — «Много земли завладел! »
Поднял работник скребку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил — три аршина, и закопал его.
2. Назовите документальный фильм, в котором освещается творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова.
ОТВЕТ «Душа танца»
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан является визитной карточкой нашей республики и входит в тройку ведущих профессиональных хореографических коллективов Российской Федерации. В репертуаре ансамбля танцы, вошедщие в «Золотой фонд», поставленные Ф.А.Гаскаровым и танцы народов мира известных балетмейстеров. В настоящее время репертуар ансамбля пополнился ещё новыми танцами народов - стран, входящих в состав в ШОС и БРИКС. Коллектив всегда востребован во всех Правительственных мероприятиях Республики Башкортостан и мероприятиях международного значения России и Башкортостана. В 2010 г, в честь 70-летия государственного академического ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова Республики Башкортостан, был создан Музей истории ансамбля, экспозиция которого воссоздаёт славные страницы творческой жизни коллектива. Уникальный по содержанию и дизайну, Музей имеет круговую форму с вращающейся скульптурной композицией из танца «Загида» в центре. Над композицией располагается люстра с подвесками медального вида, на которых выгравированы имена танцовщиков ансамбля пяти поколений. Удачно вписывается в экспозицию бюст Ф. Гаскарова работы скульптора В.А. Дворника. Экспозиционный материал, состоящий из подлинных документов, фотографий, афиш, концертных программок, расположен на раздвижных стендах по разделам:
«Ф.А.Гаскаров – создатель и первый художественный руководитель башкирского ансамбля»,
«Ансамбль и Великая Отечественная война»,
«Декада башкирской литературы и искусства в Москве»,
«Гастроли ансамбля за рубежом»,
«Хашим Мустаев - художественный руководитель ансамбля в 1970-1974 гг»,
«Славные имена (фотографии руководителей ансамбля – директора, художественные руководители, композиторы, ведущие),
«Творческое содружество (оркестр и художники по костюмам),
«Присвоение ансамблю звания «Академический»,
«Творческо-административный состав ансамбля в год присвоения звания».
В экспозиции так же представлены различные награды ансамбля, полученные за победу на творческих фестивалях, музыкальных конкурсах и др.Экспозиционный материал музея, охватывающий период с 1939 г по декабрь 1996 г, когда ансамблю было присвоено звание «академического», подготовлен заведующей, заслуженным работником культуры БАССР Гизатуллиной Еленой Александровной. Оформитель музея художник Анатолий Александрович Мелентьев.
3. В 1994 году были сняты первые мультипликационные фильмы на киностудии «Башкортостан». Назовите авторов и названия мультфильмов.
ОТВЕТ В 1994 году на киностудии началось производство анимационных фильмов. Созданные на киностудии мультипликационные фильмы «Сад расходящихся тропок» (реж. В. Байрамгулов, Р. Шарафутдинов, И. Рязапов, Р. Камбулатов), «Далеко вниз по реке» (реж. В. Байрамгулов), «Первый полёт», «Мешок обмана», «Храброе сердце», «Счастье» (реж. Р. Шарафутдинов), «Паучок» (реж. А. Мичурин, Е. Мичурина), «Колобок», «Алдар Кусе», «Лев и Заяц» (реж. Е. Юшкова) получают заслуженные награды на Российских и Международных кинофестивалях.
4. Назовите короткометражный фильм и его автора, посвящённый историческим событиям XIV века, сценарий которого написан по книге Яныбая Хамматова "Ҡара ЯУ".
ОТВЕТ : «МУРАДЫМ-ХАН»
Так называется новый короткометражный фильм, посвященный истории башкирского народа.
Режиссёр фильма – Айгиз Габдуллин. Он организовал свою студию на родине, в Абзелиловском районе. «Мурадым-хан» снят по произведению Яныбая Хамматова. Оно посвящено историческим событиям XIV века. Тогда под предводительством Мурадыма случилось одно из крупнейших восстаний близ деревни Бурангулово. Именно поэтому фильм снимали в Абзелиловском районе. Консультировал режиссёра опытный егерь Айбулат Умурзаков, сыгравший одного из сторонников предводителя. Главные роли исполнили артисты Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури – Гульнара и Ильсур Казакбаевы. 
5. По мотивам произведений Сергея Довлатова режиссёром Говорухиным был снят фильм. Какое отношение это имеет к нашему городу?
ОТВЕТ «Конец прекрасной эпохи»
23 ноября 2015 года впервые в Уфе, в кинотеатре «Родина», стартовала «Неделя российского кино». На фестиваль были приглашены российские режиссёры, актёры и кинокритики, которые лично представили фильмы уфимскому зрителю. В ходе мероприятия были продемонстрированы самые знаковые отечественные фильмы последних лет – такие как «Конец прекрасной эпохи», «Чайки», «Две женщины», «Weekend», «Одна война», и другие.
6. В 1940 г. на экраны страны вышел фильм о событиях, происходивших в России в XVIII веке. В ролях снимались в том числе такие известные артисты как Николай Крючков, Михаил Глузский, Георгий Милляр. О каком фильме идёт речь? Какое отношение он имеет к нашей Республике?
ОТВЕТ «Салава́т Юла́ев» — чёрно-белый фильм 1940 года режиссёра Якова Протазанова о национальном Герое башкирского народа Салавате Юлаеве, лидере башкир в крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.
7. В годы Гражданской войны на киноплёнке была запечатлена хроника боевых действий Красной Армии. Как назывались эти фильмы?
ОТВЕТ
Первые киносъёмки в Башкирии произведены в начале XX века студиями кинохроник Москвы и Екатеринбурга и имели этнографический характер. Были сняты короткометражные ленты «Виды Урала» (1909), «Разработка золотых приисков» (1910), научно-популярный фильм «Кумыс» (1915), также были попытки сделать фильмы о жизни башкир. В последующие годы на кинопленку запечатлены события Гражданской войны, боевые действия Красной Армии, в начале 20-х годов и в последующие годы - уральская промышленность, съезды комсомола Башкирии, сабантуи. Созданы фильмы о нефтяниках и т.д.
ОТВЕТ
Красные дьяволята (Иван Перестиани, 1923)
Бухта Смерти (Абрам Роом, 1926)
«П. К. П.» (Аксель Лундин, Георгий Стабовой, 1926)
Сорок первый (Яков Протазанов, 1927)
Замаллу (Шагалинский мост) (Иван Перестиани, 1928)
Арсенал (Александр Довженко, 1928)
Потомок Чингисхана (Всеволод Пудовкин, 1928)
Тихий Дон (Ольга Преображенская, Иван Правов, 1930)
Чапаев (Георгий Васильев, Сергей Васильев, 1934)
Тринадцать (Михаил Ромм, 1936)
Мы из Кронштадта (Ефим Дзиган, 1936)
Волочаевские дни (братья Васильевы, 1937)
Дума про казака Голоту (Игорь Савченко, 1937)
Балтийцы (Александр Файнциммер, 1938)
Год девятнадцатый (Илья Трауберг, 1938)
Ленин в 1918 году (Михаил Ромм, 1939)
Щорс (Александр Довженко, 1939)
Первая Конная (Прорыв Польского фронта в 1920 году) (Ефим Дзиган, Георгий Березко, 1941)
Котовский (Александр Файнциммер, 1942)
Оборона Царицына (братья Васильевы, 1942)
Александр Пархоменко (Леонид Луков, 1942)
Незабываемый 1919 год (Михаил Чиаурели, 1951)
Любовь Яровая (Ян Фрид, 1953)
Крушение эмирата (Владимир Басов, Латиф Файзиев 1955)
Павел Корчагин (Александр Алов, Владимир Наумов, 1956)
Сорок первый (Григорий Чухрай, 1956)
Огненные вёрсты (Самсон Самсонов, 1957)
Олеко Дундич (Леонид Луков, 1958)
Кочубей (Юрий Озеров, 1958)
Нахалёнок (Евгений Карелов, 1961)
Оптимистическая трагедия (Самсон Самсонов, 1963)
Донская повесть (Владимир Фетин, 1964)
Армия «Трясогузки» (Александр Лейманис, 1964)
Двадцать шесть комиссаров (Аждар Ибрагимов, 1965)
Доктор Живаго (Дэвид Лин, 1965).
Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966)
Новые приключения неуловимых (Эдмонд Кеосаян, 1967)
Комиссар (Александр Аскольдов, 1967)
Железный поток (Ефим Дзиган, 1967)
В огне брода нет (Глеб Панфилов, 1967)
Интервенция (Геннадий Полока, 1968)
Виринея (Владимир Фетин, 1968)
Армия «Трясогузки» снова в бою (Александр Лейманис, 1968)
Служили два товарища (Евгений Карелов, 1968)
Шестое июля (Михаил Шатров, 1968)
Адъютант его превосходительства (Евгений Ташков, 1969)
Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969)
Гори, гори, моя звезда (Александр Митта, 1969)
Белое солнце пустыни (Владимир Мотыль, 1970)
Любовь Яровая (Владимир Фетин, 1970)
Бег (Александр Алов, Владимир Наумов, 1970)
Бумбараш (Николай Рашеев, Аркадий Народицкий, 1971)
Даурия (Виктор Трегубович, 1971)
Кочующий фронт (Барас Халзанов, 1972)
Кортик (Николай Калинин, 1973)
Вечный зов (телесериал) (Владимр Краснопольский, 1973—1983)
Как закалялась сталь (Николай Мащенко, 1975)
Дни Турбиных (Владимир Басов, 1976)
По волчьему следу (Валериу Гажиу, 1977)
Хождение по мукам (Василий Ордынский, 1977)
Первая Конная (Владимир Любомудров, 1984)
Тихий Дон (Сергей Бондарчук, 1992−2006)
Конь белый (Гелий Рябов, 1993)
Доктор Живаго (Джакомо Кампиотти, 2002)
Гибель Империи (Владимир Хотиненко, 2005)
Девять жизней Нестора Махно (Николай Каптан, 2006)
Адмиралъ (Владимир Валуцкий, 2008)
Господа офицеры: Спасти императора (Олег Фомин, 2008)
Доктор Живаго (Юрий Арабов, 2006)
Жила-была одна баба (Андрей Смирнов, 2011)
Белая гвардия (Сергей Снежкин, 2012)
Страсти по Чапаю (Сергей Щербин, 2013)
Роль (Константин Лопушанский, 2013)
Господа-товарищи (Василий Сериков, Илья Макаров, 2014)
8. В 2000 году был снят полнометражный художественный фильм режиссера Б. Юсупова, (автор сценария А. Акманов, З.Д. Буракаева, М.С. Буракаева, оператор Р. Исхаков). Назовите фильм.
ОТВЕТ: «Радуга над деревней»
9. Когда вышел первый художественный фильм на башкирском языке?
ОТВЕТ
26 января 2001 г. в городе Уфе состоялась премьера полнометражного художественного кинофильма «Радуга над деревней» (на башкирском языке, авторы сценария Айдар Акманов, Булат Юсупов, Зухра Буракаева, Салават Вахитов, режиссер-постановщик Булат Юсупов) производства киностудии «Башкортостан». Жанр – лирическая комедия. Продолжительность – 90 минут.
Десятилетний юбилей Государственная киностудия «Башкортостан» отметила достойно – премьерой первого полнометражного художественного фильма «Радуга над деревней».
Демонстрация картины состоялась в одном из лучших и престижных залов Уфы – Дворце культуры нефтяников, ставшем за последние годы центром торжественных событий республики. Несмотря на большой зал (1200 мест), всех желающих посмотреть картину едва удалось разместить. Ажиотажу способствовало то обстоятельство, что премьеры фильма республика ждала давно – с весны 2000г. – и регулярно наблюдала с экранов телевизоров съёмочный процесс, проходивший сначала на натуре – в уникальном по первозданной красоте уголке Башкортостана – деревне Ташасты Гафурийского района, а потом – в павильоне киностудии.
Нужно отдать должное создателям фильма: помимо хорошо организованной рекламной кампании фильма, ими был подобран весьма привлекательный для зрителей Башкортостана актёрский состав. В лирической комедии о любви снялись популярные артисты Башкирского Государственного Академического театра драмы имени Мажита Гафури. Правда, мало у кого из них был опыт работы на съёмочной площадке, и всё же, несмотря на это, «академики» остались на высоте.
Об успехе первого полнометражного фильма киностудии «Башкортостан» свидетельствуют не только первые показы на экранах республики, но и мировая премьера, состоявшаяся в Стамбуле на II международном кинофестивале тюркоязычных стран. Башкирские кинематографисты получили самые лестные отзывы участников международного кинофорума. Успех «Радуги» был настолько очевидным, что стамбульские коллеги предложили руководству киностудии «Башкортостан» организовать в 2001 году прокат пяти фильмов башкирских кинематографистов. В перспективе намечается создание совместных кинопроектов.
10. Удивительно красивая природа Республики Башкортостан не единожды украсила Российское кино. Многие Российские шедевры снимались именно у нас в Башкортостане. Назовите фильмы Российских режиссёров, которые снимались у нас в республике. Назовите места, в которых происходили съёмки.
ОТВЕТ Башкирия славится своими первозданными пейзажами. В самых живописных уголках нашего Башкортостана снимались многочисленные киноработы, начиная от телесериалов «Мосфильма» и заканчивая фильмами башкирских режиссёров.
1. Фильм «Тайна Аркаима» (2007) режиссёра Булата Юсупова. Сюжет: Галина изучает историю древних аркаимцев. Существует легенда, что аркаимцы-хранители передавали тайну, записанную на золотых слитках, из поколения в поколение. Сокурсник Галины, которого зовут Ник, знакомит её с древними письменами, которые хранились у него. Отправившись разгадывать тайну, они мистически исчезают. Производство: Студия VISTA VISION. В фильме снимались: Александр Вахитов — Чугун, Азат Зиганшин — Ник, Татьяна Калачева — Галина. А в роли Виктора Зуброва снимался Сергей Селин.
2. В фильме «Царапина» (2007) режиссёра Руслана Юлтаева события разворачиваются в 1980 году. Учительница Мария, только что пережившая горе, попадает в глухую деревушку, где с ней происходят неприятные истории. В ролях снимались: Регина Сайдашева (в титрах — Регина Романова) — Мария Нестерова, Андрей Биланов — Андрей, такие выдающиеся артисты, как Алексей Булдаков — Владимир Валерьевич, Михаил Ефремов — бывший афганец-десантник Василий, Владимир Толоконников — дед Игнат. Фильм снят в Башкирии в старом селе Кирябинка Учалинского района. Производство — «Уфафильм».
3. Когда никто не может помочь, и кажется, что все против тебя, хочется опустить руки и плыть по течению… Но только не Рафаэлю — 12-летнему гимназисту, занимающимся боксом в Школе олимпийского резерва. В свои годы он уже достиг немалых успехов в этом виде спорта. Но случается беда — маме юного боксёра необходима дорогостоящая операция. Помочь некому: отец давно оставил семью. Рафаэль делает всё возможное, чтобы спасти свою маму. «13 раунд» — именно так называется драматический фильм от режиссёра Булата Юсупова, снятый в Башкортостане. Вышел в 2011 году. В ролях: Рушана Бабич, Айсыуак Юмагулов, Владимир Епифанов, Мурад Тувалбаев, и др. Фильм снимали полгода, а Рафаэля сыграл школьник Мурад, который в жизни боксом не занимается.
4. «Долгое-долгое детство» — экранизация повести Мустая Карима. Режиссёр фильма Булат Юсупов вынашивал идею экранизировать эту повесть долгое время. Ему удалось это сделать лишь благодаря сильному сокращению сценария. События автобиографической повести разворачиваются в 1920-х годах. Мы наблюдаем за жизнью мальчика по прозвищу Пупок из башкирской деревни, за обществом, за жизнью в селе и жизнью тех, к кому судьба оказалась не очень благосклонна. Мы наблюдаем, как взрослеет главный герой, как формируется его характер, как он проходит Великую Отечественную войну и как становится писателем. Фильм вышел в 2005 году. В ролях: Айдар Закирьянов — Пупок-детство, Ильмир Идрисов — Пупок-взрослый, Егор Сурганов — Асхат, Рушана Бабич — Людмила и другие. Съёмки фильма проходили в деревне Баишево Баймакского района Башкортостана. Интересно, что из Белорецка для фильма привезли ретро-автомобиль ГАЗ-М-1, а военные сцены снимались на полигоне Алкино-2.
5. Драматический фильм «Седьмое лето Сюмбель» киностудии «Башкортостан» вышел в 2002 году. Режиссёр — Булат Юсупов. События происходят в Башкирии в 1937 году. Офицер НКВД Курамша Янбердин узнает, что его жене Фирдаус грозит арест за антисоветскую пропаганду. Он безумно любит её и готов пожертвовать всем. Вместе с дочкой Сюмбель они бегут из города в глухую башкирскую деревню, где живут друзья Курамши — Ахат и Тагир, воевавшие вместе с ним в Красной Армии во время Гражданской войны. Но Курамша и его семья уже разыскиваются. В ролях снимались: Расуль Карабулатов — Курамша, Рушана Бабич — Фирдаус, Камилла Биккулова-Кусимова — Сюмбель и другие. «Седьмое лето Сюмбель» снимали в Белорецком и Архангельском районах республики: именно в этом фильме в последний раз запечатлена Белорецкая узкоколейная железная дорога. Вторая часть фильма была снята в башкирской деревне Верхние Лемезы.
6. «Йэн» — первый башкирский фильм ужасов. Снят он в декабре 2012 года. Сюжет незамысловат: у Гульдар умирает младший брат. Она постоянно думает о нём и считает себя виновной в его смерти. Её лучшая подруга Галия предлагает Гульдар пообщаться со своим братом через спиритический сеанс. Но вместо брата Гульдар вызывает дьявола. Это короткометражка длительностью в 11 минут вызвала массу комментариев и обсуждений. Производство: Батыр Галимов, Артур Батыршин, «E7E-media» видео-продакшн студия.
7. Комедия режиссёра Айсыуака Юмагулова «Ловец ветра» киностудии «Башкортостан» заставляет задуматься о семье, ценностях, приоритетах. В город приезжает дед Ахмат, чтобы исполнить последние желание старушки — привезти внука Руслана. Однако внук является преуспевающим управляющим банка, для которого работа превыше всего. Благодаря Ахмату семья соберётся под одной крышей. В ролях: Мавлетбай Гайнетдинов — старик Ахмат, Ильнур Ганиев — Руслан, Рушана Бабич — Наташа, а в роли отца Руслана снимался Марат Башаров. Фильм был снят в Зианчуринском районе в деревне Юлдаш (Иткулово).
8. Фильм «Горький мёд» (2013) — это история о пожилом мужчине, занимающемся бортничеством. Фильм поднимает социальные, экологические и нравственные проблемы. Съёмки проходили в деревне Галиакбер Бурзянского района. Этот фильм — дипломная работа Айнура Аскарова при поддержке киностудии «Башкортостан». В фильме снимались: Анвар Дильмухаметов, Юлай Сагитов, Вильдан Сагитов.
9. «Просыпаются однажды герои в роскошном гостиничном номере, ничего не помнят, начинают денег искать опохмелиться, а находят саквояж с миллионом долларов...»! Так начинается комедия «День хомячка» (2003) от режиссёра Виталия Мухаметзянова. Это своеобразная пародия на «День сурка». Какие только приключения не подстерегают героев! Кем являются герои? КВН-щиками! Не все, разумеется. В ролях: Виктор Проскурин, Наталья Щербакова, Григорий Малыгин, Дмитрий Никулин, Петр Винс и другие. Съемки проходили в Уфе. Производство: «Русское Счастье Энтертеймент», Киностудия «Башкортостан», Студия «Муха».
10. Телесериал «Вечный зов», снятый по роману Анатолия Иванова. В нём рассказывается, как семья Савельевых и их односельчане переживают Великую Отечественную войну и послевоенное время. Режиссёры — Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Первые четыре серии фильма снимались в Дуванском районе Башкирии, в селе Тастуба и на берегу реки Юрюзань. Далее «Вечный зов» снимался в Белорецком районе Башкирии. Сцена, где Агата ходила по дороге встречать Ивана Савельева из мест заключения, была снята на старом Верхнеуральском тракте, на горушке близ Узяна. Жители мест, где снимали «Вечный зов», до сих пор вспоминают о съёмках и о своём участии в них.
Фильмы, снятые в Башкортостане, различаются по месту съёмок и по тематике. Мастерство башкирских режиссёров растёт, их фильмы становятся всё лучше и лучше, а в Башкортостане есть ещё много мест, которые могут украсить любой фильм.
Список использованных источников
Альтман М.С. От Геродота до Льва Толстого (К истории одного сказочного мотива). // Л.Н. Толстой (статьи и материалы). Горький, 1963. С. 315-321
Интернет