Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с общеразвивающего вида № 6
Отчет
учителя-логопеда МБДОУ д/с ОВ № 6
о проделанной работе за 2019/2020 учебный год
Подготовительная группа компенсирующей направленности
Подготовила: учитель-логопед И.П. Бова
Ст. Кущёвская
2020г.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической работы являются:
- формирование звуковой стороны речи;
- формирование лексико- грамматического строя речи и словарного запаса;
- развитие навыков связной речи;
- развитие психических процессов;
- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);
- методическая помощь воспитателям.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
В период с 1 по 15 сентября 2019г. мною было проведено логопедическое обследование. Было обследовано 12 детей старшего дошкольного возраста. Нуждающихся в продолжении работы по оказанию коррекционной помощи было выявлено 12 детей. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
По результатам логопедического обследования были сформированы 3 подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводились 3 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2019-2020 уч.год.
В запланированные сроки (май) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе. 6 детей направлены ПМПК для определения дальнейшего маршрута. 6 детей выпущены со значительным улучшением и нормативной речью в массовую школу .
В коррекционной группе систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.
С целью выявления детей с речевой патологией проводилось первичное логопедическое обследование детей 5 лет ДОУ № 6.
Обследование речи детей, посещающих детский сад:
Группа | Осмотрено | Отсутствуют | Норма речевого развития | Нарушение звукопроизношения в разной степени |
Пчёлки (ср.гр.) | 30 | 2 | 4 | 24 |
Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт (11 чел.), родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы для направления на ПМПК для определения дальнейшего маршрута.
Принимала участие в ПМПк доу по плану работы.
2. Коррекционно - развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания. Велась работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.
За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционную группу, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам обследования детей и набора их коррекционную группу. Проводила консультации для родителей на темы:
« Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;
«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;
« Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи»;
« Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков»;
« Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;
«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;
«Развитие связной речи ребенка в семье»;
«Правильно ли говорит ваш ребенок?»;
«Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;
« Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения»;
«Рекомендации учителя-логопеда на летний период».
Консультировала родителей по необходимости, проводила открытые индивидуальные занятия по запросу родителей. В период карантина оказывала дистанционное консультирование как индивидуальное, так и на сайте ДОУ в инстаграмм на темы:
« Логопедические скороговорки»;
«Развивающая игра «Четвёртый лишний»;
«Подбери нужные предлоги»;
«Игра на внимание».
Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие игры онлайн для дошкольников дома: пазлы, раскраски, ребусы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то , что способствует успешному обучению ребёнка в школе.
4.Работа с педагогами, музыкальным руководителем, практическим психологом
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года . Консультации на темы:
«Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико – фонематического недоразвития речи».
«Речевое общение детей с ОНР».
«Фонематический слух - основа правильной речи».
«Тренинг по развитию фонематического слуха для воспитателей и специалистов».
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Консультация для музыкального руководителя ДОУ: «Речь, музыка, движение».
Консультация логопеда для инструктора ФЗК: "Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5 – 6 лет, имеющими нарушения речи».
Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год:
- обсуждение рабочих моментов
- рекомендации по организации совместной деятельности
Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом. Совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей, работа в ПМПк детского сада.
5. Самообразование
Участвовала в прослушивании вебинаров АО издательства «Просвещение», «Бинорм» по темам: «Тайт–менеджмент для родителей в период самоизоляции», «Организация дистанционного обучения: план действий для педагога», «Образование в семье: когда все дома», "Успешное обучение в 1 классе – это качественная дошкольная подготовка», «Очень занятые мама, папа и дети: новый язык детских сказок», «Веселая школа в блокнотах», «Познавательное развитие детей дошкольного возраста», «Диагностика познавательного развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов», «Секреты запуска речи у неговорящего ребёнка» (4 часа) - лектор О.С. Жукова. Прослушала вебинар логопеда и автора игр «Мерсибо» Суслову Е.А. на тему: «Проведение индивидуальных и групповых занятий на базе дидактических пособий, созданных с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок 4» (4 часа)
Принимала участие в Московском международном салоне образования!
ММСО предлагает участникам посетить бесплатные вебинары от экспонентов. Участники Салона представляли свои новейшие продукты, разработки, услуги. Темы вебинаров:
«Дошкольное образование в условиях пандемии: новые вызовы.»
«Надо ли давать нормативный статус дистанционному образованию?»
«Как не «перегнуть палку» контроля?
6. Методическая работа
1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.
2.Выступление на педсовете: « Результаты логопедического обследования детей старшего возраста». Провела мастер-класс для молодых воспитателей на тему: «Дикция речи», презентацию: «Нетрадиционные методы работы развития речи».
3. Подготовила сообщение по теме: « Логоритмика в работе логопеда»
4. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями. В октябре 2019года прошла в «Ленинградский социально - педагогический колледж» курсы повышении квалификации по программе «Теоретические, методические и организационные особенности работы педагога в условиях ФГОС ДО»
6. В подготовительной группе ведётся «Экран звукопроизношения», где отмечаются поставленные звуки.
7. Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха.
8. В ДОУ обновляется постоянно логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделана папка-передвижка с заданиями по временам года. В средней и подготовительной группах сделаны папки с материалом для родителей и воспитателей.
9.Принимала участие в
- Акция «письмо победы»
- Акция «Окна победы»
- Акция «Вспомним первомай»
- Акция «Свеча памяти»
- Акция «Дорога памяти»
- Акция «сад памяти дома»
- Флешмоб «Мы рисуем мир», «Я за мир без войны».
Неоднократно принимала участие в конкурсах информационного агенства «Инфраструктура благотворительности». Являюсь победителем «Всероссийского педагогического конкурса гражданско-патриотического воспитания молодого поколения» за авторский материал; проект «День Победы» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР (Серия С №147176 3 марта 2020г.)
Принимала онлайн участие в краевом конкурсе «Галерея педагогического творчества» .
На протяжении 2019-2020 гг с воспитанниками группы являлась победителем во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ рисунков по ПДД.
Участвовала в районном конкурсе «Пасха в кубанской семье», «Пусть всегда будет солнце», «Зелёные ладошки», «Моя семья – моё богатство».
Получила свидетельство (Серия С №147176 3 марта 2020г.) о публикации в СМИ «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» проекта «День Победы» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР. А так же являюсь лауреатом 3 всеросийского педагогического конкурса «Мой лучший сценарий» за материал «Конспект НОД по речевому развитию обучения грамоте «Звуки М_МЬ. Буква М» сюрпризы от Маши и Миши» (Серия С №115824 17 ноября 2019г)
Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2019/2020 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Цель и задачи на следующий 2020/2021 учебный год:
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам МДОУ в нормальном речевом развитии;
коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Учитель-логопед Бова И.П.____________