Тема: Грамматические признаки наречия. Слова категории состояния. Контрольный диктант
Цель: Повторение правописания наречий, слов категорий состояния.
Выявить уровень знаний по разделу Морфология и орфография.
Литература: Власенков 2002
Ход урока.
1. Повторяем орфографию и пунктуацию.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Далеко протянувшись от невысокого, но обрывистого берега в спокойно дремлющую речонку, пропадавшую вдали, золотится песчаная отмель.
Живым серебром простирается до другого берега вода, а ветер, настоянный на полевых травах, едва приметно колеблет молодую поросль, стелющуюся по карнизам крутого берега.
Индивидуальное задание.
Выполнить синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор причастия и деепричастия.
2. Стилистический эксперимент. ( Устная работа)
Попробуйте изменить текст, убрав из него наречия.
- Чем отличается получившийся текст от записанного?
- Какую роль играют в тексте наречия?
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Повторение изученного о наречии.
1) Способы образования наречий. Упр. 189.
2) Правописание Н и НН в суффиксах наречий.
Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.
Объяснительный диктант.
Стадо испугано, выглядел испуганно, говорил раздраженно, наказание заслуженно, смотрел рассеянно, зерно рассеяно, путано отвечал.
Мини – итог, оценки за работу
Растворил я окно – стало грустно невмочь – Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благовонным дыханьем сирени.
К.Р.
Беседа.
- Константин Константинович Романов (1858 – 1915) – великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург.
- Какое настроение оно вызывает? (Грусти, раздумий об одиночестве…)
- К какой части речи относится это слово? (Это наречие или может быть краткое прилагательное).
Её лицо было грустно. Она смотрела грустно. Ей было грустно.
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Это неизменяемая часть речи
Употребляется в предложении без подлежащего
Является сказуемым
- Что обозначает это слово; выделенное слово в стихотворении К.Р.? (Состояние человека)
- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние? Это слова категории состояния.
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
УРОВНЕВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СИЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа. Упр. 184.
Указать тип речи, стиль речи, виды связи между предложениями в тексте. Определить роль наречий в тексте.
Образец работы:
Текст представляет собой повествование с элементами описания. Он относится к художественному стилю речи, так как цель текста – эмоционально-образное воздействие на читателя. Для художественного стиля характерно превращение слова в образ. Писатель так строит повествование, чтобы создать конкретный образ.
Для этого писатель использует различные изобразительно-выразительные средства: эпитеты (сияющая громада, чудесный корабль, в блистательную страну), метафоры
(громада парусов двинется, корабль подойдет величественно, лодка в золоте и цветах).
Предложения в тексте связаны смысловой, лексической и морфологической связью. Первое и второе предложения связаны по смыслу и грамматически. Грамматическая связь выражается с помощью глаголов будущего времени: будешь большой, сверкнет. Второе и третье предложения связаны лексическим повтором
(парус – громада парусов). Третье и четвертое предложения связаны лексической
связью: лексическим повтором слова «корабль».
Наречия в данном тексте указывают на время действия (однажды утром); способ действия (тихо будет плыть), место действия (там); образ действия (величественно).
Большинство наречий подчеркивают образное восприятие событий (величественно, далеко-далеко).
6. Обобщение.
- Что повторили сегодня на уроке?
- Какую роль играют наречия в тексте художественного произведения?
Домашнее задание. Упр. 196.
Определить роль морфологических средств в тексте упр. 201.
Домашнее задание. Повторить пунктуацию в простом предложении.