СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условии реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско- патриотическое воспитание младших школьников

 Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса.

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
  • торжественные линейки, уроки Мужества,
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции;
  • работа с детскими общественными организациями.

Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я веду по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.  Это организация и проведение экскурсий по местам боевой славы, посещение музеев ВОВ, возложение цветов к мемориальным комплексам, экскурсия в Москву(Бородинская панорама, Поклонная гора). В классе были проведены тематические классные часы «Улицы нашего микрорайона», « Они защищали Родину», «Юные защитники страны».

2. Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

По этому направлению проводились  беседы, информационные часы  «Конституция РФ и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники», «Ответственность и право».  В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся мною широко используются возможности учебных предметов (окружающего мира, русского языка, литературного чтения).

3. Литературно-музыкальное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского и  чтения.

 В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений.

. Воспитание гражданственности осуществляется  через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с литературным творчеством русских, зарубежных, учатся находить общее в укладе жизни славянских народов, узнают об особенностях быта жителей других стран, что способствует формированию чувства патриотизма, интернационализма, культуры межнациональных отношений, толерантности. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют  уроки чтения.

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.

 

 4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в различные игры, участие детей в весёлых стартах, спортивных соревнованиях, многие посещают различные спортивные секции.

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Ученики участвовали в акции «Поможем пернатым друзьям» (вывешивали кормушки в школьном дворе).

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

Мальчики оказывают помощь в ремонте школьной мебели. Ребята участвуют в операциях «Уют», «Хозяева класса» «Доброе дело». Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Были проведены классные часы «Моя семья», «Я – продолжатель своего рода», «Семья – основа государства», «Мой дом».

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

   Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности.

 Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

 Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.  Младший школьный возраст — наиболее подходящий для вос­питания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школь­ников, выработки у них первичных навыков гражданского поведе­ния. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.  Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории сво­его народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

  В гимназии в  2000-2001 году  была разработана и реализовывается Модель выпускника начальной школы. В контексте воспитательной системы гимназии и в соответствии с современными подходами в области воспитания подрастающего поколения  мною, как классным руководителем была смоделирована воспитательная система класса «Мы вместе», которая реализуется и в настоящее время. В концепцию внесены коррективы с учетом реализации новых образовательных стандартов (ФГОС), новой областной концепцией воспитания на 2012-2015 годы. Цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для личностного развития, нравственного становления и творческого роста.

Концепция строится на основе  алгоритма содружества  взрослых и детей, ядром которого является совместная деятельность. При такой организации дел все члены коллектива участвуют в планировании, подготовки и проведении коллективно-творческих дел.   Вся работа строится по  следующим направлениям: «Здоровье», «Семья», «Наша Родина», «Культура», «Природа», «Труд», «Человек».

Подтверждение своих мыслей  я нашла в высказывании К.Д.Ушинского, который  считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».    Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 27 миллионов  жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной». Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и начальная школа - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Дети очень часто просят меня рассказать им о войне. Как всё было?  Кто воевал? А почему началась война? А однажды, готовя, рассказ о семье, нашли старую фотографию, и пришли ко мне с вопросом: А почему он стоит в военной форме? Я поняла желание детей знать больше о том периоде. Поэтому   я им и предложила работу над данным  проектом, который им помог бы самостоятельно найти ответы на свои  вопросы (идём от желания детей). Много проводится детско-родительских проектов, которые требуют огромной предварительной подготовки.   По  направлению патриотического воспитания работаю на протяжении всех 4 классов (период учащихся в начальной школе,  продолжение в среднем звене.).   В соответствии с ВК гимназии и программой духовно-нравственного воспитания, в  своей работе освоение материала веду по определённым направлениям, в зависимости от возраста, и  выделяю уровни духовно-нравственного развития:

 1 класс – семья, дом, школа

Первый уровень результатов — приобретение младшими школьниками социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (О нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества; о  нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и настоящего)

2 класс- город, работа по краеведению

 Второй уровень результатов — развитие социально-значимых отношений младших школьников (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, ценностного отношения к Отечеству, ценностного отношения к культуре)

3класс - страна, история нашей страны и  нашего края; 3,4 классы – аналитическая работа по данному направлению (Моё место в истории нашего края и нашей страны).

Третий уровень результатов — накопление младшими школьниками  опыта социально значимого  действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения: опыта самообслуживания и самоорганизации; опыта организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта принятия на себя ответственности за дело и других людей.

             Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

В своей работе применяю разнообразные методы и формы работы. Это и  познавательные экскурсии (по городу, области и соседние города) и походы, с целью изучения истории, природы края, посещение театров, выставок, музеев, проведение выездных классных часов у мемориальных комплексов,   ведение творческой тетради класса, где собраны лучшие сочинения,  рассказы, стихотворения и другие творческие работы о наших  мероприятиях, акции. Это и различные КТД, где дети по интересам объединяются в группы, самостоятельно подбирают материал по той или иной теме, а затем презентуют его перед классом в виде викторины, творческих отчётов (на параллель между классами КТД « Осенние посиделки»), единый мировоззренческий день.  

Результативность:

Мониторинг воспитательной деятельности, проводимый в гимназии, позволяет сделать вывод о том, что уровень воспитанности  и обученности в классе достаточно высокий.  Как показывает мониторинг, проводимый среди родителей, родители удовлетворены сложившейся  воспитательной системой класса, совместной работой  по воспитанию детей.