Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя, в первую очередь, особых педагогических усилий от школы в решении адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, пониманием воспитательных и образовательных задач. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, само- актуализации и самоопределения личности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, патриотического воспитания и правового самосознания. В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.
Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.
Гражданское образование:
представляет собой единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное образование через урочную, внеклассную и внеурочную работы,
также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы,
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников;
должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Цели гражданского образования:
включение учащихся в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия;
Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода и др.);
Приобретение будущими гражданамиопыта демократической работы.
Основные гражданские компетенции (слайд)
При рассмотрении содержания гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяют:
- гражданско-патриотическую сферу (основана на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству);
- политико-правовую сферу (предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан);
- социально-экономическую сферу (предусматривает формирование у учащихся основ экономического мышления, развитие способности строить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптации их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни)
Система гражданско-патриотического воспитания должна включать в себя:
- ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;
- историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;
- ознакомление школьников с народным творчеством;
- ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.
На мой взгляд, эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.).
Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).
Целенаправленная работа по гражданско – патриотическому воспитанию в нашей школе ведётся не один год. Для того, чтобы выявить отношение и понимание гражданского образования участниками образовательного процесса, мы провели небольшое исследование.
1.Выбор гражданских качеств.
2. 100 % педагогов школы считают необходимой целенаправленную работу школы по гражданскому воспитанию.
3. Демократический климат школы
В школе проводятся следующие мероприятия:
- классные часы по гражданско-патриотическому воспитанию,
- месячники оборонно-спортивной работы,
- игра «»Зарница,
- дни здоровья,
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами,
- дискуссии по нравственной тематике,
- уроки мужества,
- праздники, концерты,
- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений,
- вахта памяти возле памятника 9 мая,
- неделя добра,
- акции «Рука помощи» и другие мероприятия.
Особое место занимает волонтерская деятельность учащихся. История не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. В молодёжное объединение волонтёров на добровольных началах объединяются творческие, инициативные и энергичные учащиеся 4-9 классов школы. Деятельность этого отряда в школе осуществляется через различные формы взаимодействия с социумом, многие из которых стали традиционными:
- операции «Утро ветерана», «Георгиевская ленточка», «Скрасим ваше одиночество», «SOS! Мусор» , «Память», «Навечно в памяти народной» и др.,
- поздравления открытыми письмами-открытками к основным государственным праздникам одиноких людей;
- организация субботников, Дней помощи;
- организация акций «Забота» (помощь одиноким престарелым людям), «Спешите делать добрые дела», «От сердца к сердцу», «Добрые дела родному селу» (уборка территории села от мусора), «Листопад», «Зажечь факел души» и др;
- уходом за могилой неизвестного солдата, заброшенными могилами на кладбище.
Уже видны результаты гражданско-патриотического образования:
- улучшился ряд социальных характеристик учащихся;
- формируется позитивное отношение к воинской службе;
- повышается интерес к историческому прошлому России, Воронежской области и родного края;
- снижается количество правонарушений.
Мы помним слова выдающегося отечественного историка и патриота Родины Н.М.Карамзина, который учил: «… патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины»