Практическое занятие
Тема: Знаки препинания при обращении.
Цель: закрепить умение постановки знаков препинания при обращении; совершенствовать навыки использования обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Порядок выполнения работы:
1.Выделите в предложениях основы. Найдите и выделите обращения. Расставьте знаки препинания.
1.О природа святая великая природа каким блаженством и восторгом переполняешь ты взволнованную грудь мою!
2.О зрение Что за божественная чудная привычка1
давай…
4.О сын мой сын мой Приди спеши в мои лапы!
5.О вы чувствительные души вы постигшие меня до конца Если только вы не ослы а истые порядочные коты то вы я уверен поймете что эта буря в груди очистила небо моей юности…
6.Вспомни возлюбленный юноша-кот читающий эти строки не приходилось ли тебе когда-нибудь в жизни впадать в непонятное тебе самому состояние навлекшее на тебя горчайшие упреки а сейчас даже болезненные укусы твоих собратьев.
(Э.Т.Гофман)
2.Найди и выдели обращения. Подпиши, какими частями речи они выражены. Расставь знаки препинания. Обрати внимание на 2 и 6 предложения. Как называется литературный прием, использованный автором?
1.Мой друг хранитель-ангел мой о с которой нет сравненья люблю тебя дышу тобой; но где же страсти выраженья?
2.Озарился дол туманный; расступился мрак густой; где найду исход желанный?
3.Откуда ты эфира житель? Скажи нежданный гость небес какой эфир тебя занес в мою печальную обитель?
4.Скажи ж любимый друг природы все те же ль неба красоты?
5.Добро пожаловать певец товарищ-друг хотя и льстец в смиренную обитель брата…
6.Ручей виющийся по светлому песку как тихая твоя гармония приятна!
(В.Жуковский)
3.Расставьте знаки препинания. Нарисуйте три схемы предложений с обращениями, стоящими в разных положениях.
1.Братцы живодеры за что вы меня?
2.Ты зачем бродяга доктора укусил?
3.Как вам это удалось Филипп Филиппович подманить такого нервного пса?
4.Ба-ба да вас нельзя узнать голубчик.
5.Ну ладно опомнился и лежи болван.
6.Зачем ты свинья сову разорвал?
(М.Булгаков)
Практическое занятие
Тема: Прямая речь.
Цель: закрепить умение постановки знаков препинания при прямой речи; совершен-ствовать навыки использования прямой речи в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Порядок выполнения работы:
1. Спишите, расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1. Солнце на закате садится в тучи - жди непогоды говорит народная примета
2. Знаешь сказала мама я думаю не всё ещё потеряно
3. Фотограф пошутил внимание, сейчас вылетит птичка
4. Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.
5. Лесть и трусость - самые большие пороки громко промолвила Ася.
6. Том воскликнул вот это приключение об этом я и мечтал.
7. Она тихо произнесла можете ли вы простить меня
8. И сказал ему царь Иван Васильевич да об чём тебе молодцу кручиниться
9. Скажите, пожалуйста, который час спросил прохожий.
10. А что же главный герой? подумает читатель хотелось бы узнать, что с ним случится дальше.
11. Когда учитель спросил готовы ли вы к диктанту? все промолчали.
2. Спишите, заменяя прямую речь косвенной.
1. «Я проучу Швабрина», - сказал Пугачев.
2. «Поезжай, матушка», - сказал отец Марье Ивановне.
3. Государыня сказала с улыбкой: «Я убеждена в невинности вашего жениха»
4. Анна Власьевна закричала Марье Ивановне: «Государыня требует вас ко двору!»
3. Запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1. Писатель Панаев современник Гоголя писал что Ревизор имел колоссальный успех.
2. Часто жизненные обстоятельства заставляют нас вспомнить слова М.Ю. Лермонтова Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно.
3. Это краткое изречение А. Суворова ставшее пословицей Ученье свет неученье тьма и в наши дни звучит свежо.
4. Запишите диалог, расставив знаки препинания
Коля сообщил:
Завтра будет субботник
А всем нужно на нём быть спросила Алёна.
Желательно всем ответил Коля.
А у меня в это время секция заныла Вера.
Коля подумал и сказал
Всем быть на субботнике. Кружки и секции отложить.
Практическое занятие
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цель: закрепить умение постановки знаков препинания при наличии обобщающих слов и однородных членов предложения
Порядок выполнения работы:
Задание: расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания.
1 В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2 Поручни компасы бинокли все было медное.
3 Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные
разговоры.
4 В защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский
Д.Менделеев.
5 Улыбку смех и радость и покой я все забыл.
6 Ни птица ни зверь ни человек никто и ничто не ускользнет от зоркого взгляда сильного
ловкого и умного хищника орла.
7 Хвойные породы деревьев как-то ель сосна пихта и другие называются красным лесом
или краснолесьем.
8 Домашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу.
9 В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твердость и колебание.
10 От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали длинные тени.
11 Брезент палуба чемоданы перила все было мокро от тумана.
12 Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо равнину холмы.
13 Лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в Наташе.
14 Там стены воздух все приятно.
15 И кочки и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным.
16 Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.
17 Зонтик часы ножик все это было у него в чехле.
18 Ни сплетни света ни бостон ни милый взгляд ни вздох нескромный ничто не трогало
его не замечал он ничего.
19 Солнце вешнее нивы здешние все тебе отдать бы рад.
20 Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей все казалось
значительным.
21 Все кругом зеленело все мягко волновалось все деревья кусты травы.
22 Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века крестьян устроил ферму завел читаю
учусь.
23 И вы и я мы оба порядочные люди.
24 Все радостно сияло вокруг нас небо земля и вода.
25 Прекрасно это солнце это небо все вокруг нас прекрасно.
Практическое занятие
Тема: Тире в простом и сложном предложении
Цель: закрепить умение постановки знаков препинания при наличии обобщающих слов и однородных членов предложения
Порядок выполнения работы:
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения. Подумайте, нужно ли поставить тире между подлежащим и сказуемым в этих предложениях. Если да, то объясните почему (подчеркните грамматическую основу и определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое; укажите причину постановки тире).
1) Мцыри это человек, готовящийся стать монахом, послушник, который не по своей воле заточен в монастырских стенах.
2) Грубость и неуклюжесть суть портрета Собакевича.
3) Астахова Аксинья одна из центральных героинь исторического романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».
4) В известном смысле Бим посланец. Он наследник многовекового культурного движения: ведь охотничья собака немаловажное свидетельство наполненного диалога человека с животным, говорящего об уровне духовного развития социума.
5) Павел Петрович Кирсанов, наравне со своим братом Николаем Петровичем, представитель многовековой дворянской культуры.
6) Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов.
Тире в неполном предложении
Прочитайте предложения, самостоятельно расставьте недостающие знаки препинания. Объясните, вместо какого пропущенного слова поставлено тире.
1) В творчестве Гоголя образ Башмачкина соотносится, с одной стороны, с образом робкого и косноязычного Ивана Федоровича Шпоньки, с другой с образом капитана Копейкина.
2) Молчалин не понят Софьей: она принимает его с осторожность за тактичность, холодность за сдержанность чувств, лакейский расчет за трезвость ума.
3) Образ Сальери явился продолжением трагедийного характера, найденного Пушкиным в Борисе Годунове. Оба героя повинны в «ужасном злодействе»: один убивает младенца, другой гения, по-детски чистого и простодушного.
4) Бездушность Собакевича подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног чугунными тумбами.
5) В пилотках, в погонах, с карабинами на плечах возвращались девчата из рощицы, кто сорванный цветок нес в руке, кто пучок осенних листьев. (Г.Бакланов)
6) Ночами по хлебам уползала разведка: к немцам наша, к нам немецкая.
Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове.
Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Составьте схемы предложений.
1) Пистолет, схваченный со стола, напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе, «наполеоновский» жест все это не что иное, как смехотворное подражание «печоринским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком.
2) Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков.
3) Трудолюбие верность в любви и преданность в чувствах наполняют жизнь Маленького Принца смыслом, которого нет в жизни короля честолюбца пьяницы делового человека фонарщика географа всех тех, кого герой встретил в своем путешествии.
4) Мир и покой были в душе, словно все, что перед глазами и день этот рыжий с копотью и паровозы, кричащие на путях, и солнце над водокачкой все это даровало ему в последний раз вот так видеть. (По Г.Бакланову)
5) И «низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков» и ковер под развесистым кленом и двор с амбарами и кухней и пруд все это виды Васильевки, все это родина Гоголя, его пенаты. (По И.Золотусскому)
Обособление приложений.
Расставьте недостающие знаки препинания. Распространенные приложения подчеркните, объясните условия их обособления. Укажите, какими еще синтаксическими конструкциями осложнены предложения.
1) В душе игрок он никогда не садится за карточный стол.
2) Сама себе хозяйка Марфа Игнатьевна Кабанова управляет домом опираясь на старинный закон быта и обычая.
3) Так он превратился в капитана Немо жителя моря ученого и отшельника всегда готового, однако, прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
4) Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрица-ние: плюшка символ довольства радостного пиршества веселого избытка противопоставлена угрюмому дряхлому бесчувственному безрадостному существованию Плюшкина..
5) О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев хозяина собаки литератора записывающего иногда свои впечатления от жизни.
6) Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху».
Вставные конструкции
Прочитайте предложения. Найдите в них вставные конструкции.
1) Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и – страшное дело! – Рита словно бы дрогнула где-то, помягчела. (Б.Васильев)
2) И тогда в повестях Бориса Васильева начинает возникать дыхание общечеловеческих, поистине вечных вопросов: что такое подлинная человечность и – пожалуй, самый трудный вопрос – как остаться человеком в немыслимых, жестоких обстоятельств беспощадного, циничного мира. (В.Воронов)
3) Портрет этот Гоголь подарил матери, и однажды – уже после смерти сына – Мария Ивановна приняла портрет за живое лицо. (И.Золотуский)
4) Лес этот тянется неширокой полосой (километра два, не больше), а за ним открывается равнина, где зреют, поблескивая и волнуясь под ветром, хлеба. (К.Паустовский)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Прочитайте предложения. Установите смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Проснулся он санлетучка* стоит в поле. (Г.Бакланов)
2) Было бы ошибкой недооценивать влияние Скалозуба в «московской» среде он призван и поддержан обществом.
3) Князь Серебряный не согласен с Годуновым жизнь внутренняя и жизнь внешняя для него нераздельны, нельзя быть честным внутри и бесчестным снаружи.
4) Начал сейчас читать ничего не понимает. (Г.Бакланов)
5) Еще до войны прочел он поразившую его вещь оказывается нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (Г.Бакланов)
6) Поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку Муму оказалась единственным существом которое на его ласку отвечало взаимностью.
*Санлетучка – санитарный поезд.
8