Групповая консультация:
«Роль отца в системе жизненных ценностей детей»
Кем бы мы не работали, какую бы профессию не были, но самой главной, сложной и поистине ответственной профессией является профессия «Родителя».
Детские годы – бесценны в жизни каждого человека. То, что ребенок приобретает в детстве, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Психологи отмечают, что к 5-6 годам ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья - главный институт воспитания подрастающего поколения.
Многочисленны и разнообразны функции семьи. Их насчитывается более десяти. Это:
- репродуктивная,
- воспитательная,
- обучающая,
- коммуникативная,
- эмоциональная,
- хозяйственно-бытовая функция,
- экономическая функция,
- статусная функция,
- функция социализации,
- функция первичного социального контроля,
-защитная функция,
- функция объединения усилий.
По отдельности любая из потребностей человека, может быть удовлетворена и вне семьи, но только семья позволяет реализовать все вышеперечисленные функции и потребности в комплексе.
Типология семьи Губкинского городского округа достаточно разнообразна. Она представлена различными типами семей: полными, неполными, многодетными, семьями матерей-одиночек и одиноких отцов.
В Губкинском городском округе проживает:
- 694 многодетных семьи, в них воспитывается 1986 детей.
Стоит отметить, что приблизительно одна треть детского населения проживает в неполных семьях.
На нашей территории 617 семей матерей-одиночек, воспитывают 778 детей.
В последнее время все чаще появляются семьи, в которых одинокие отцы воспитывают несовершеннолетних детей. В Губкинском городском округе таких семей 77, в них воспитывается 104 ребенка. Социологи делают прогноз о том, что число семей одиноких отцов будет увеличиваться по ряду причин: вдовство, распад семьи, нежелание некоторых женщин воспитывать детей.
Одиноким отцам приходится сложнее, чем матерям-одиночкам. Такие отцы не любят огласки, не стараются быть на виду, не добиваются льгот и пособий. Хотя им и материально и психологически приходится сложно. Мы не можем с вами предотвратить социальные причины появления таких семей, но мы можем обсуждать эти проблемы, тем самым формируя правильный образ отца и матери.
Являясь представителем психологов, представляю образовательное учреждение - Центр диагностики и консультирования.
Совсем недавно, в апреле 2019 года, нами совместно с психологами образовательных учреждений было проведено социологическое исследование «Портрет отца глазами детей».
В опросе приняли участие 586 детей разного возраста: (201 ребенок дошкольного возраста, 108 младших школьников, 112 подростков, 56 старшеклассников, 109 студентов).
В психологической литературе значение слова «Отец» олицетворяет мужской принцип, привычные силы закона и порядка, противопоставленные женским, интуитивным, эмоциональным».
Изначально целью нашего исследования было выявить схожие черты отцов и нарисовать словесный портрет среднестатистического папы Губкинской территории. Но стоит отметить, что этого нам сделать не удалось.
Глазами детей определились четыре типа отцов. Это отец –труженик (такое мнение имеет большинство детей - 41%) , отец на дистанции (так считает 34% детей), отец-ребенок (11% детей) и «супер - отец» - 14% детей.
Итак, отец – труженик. Это наиболее распространенный тип отца нашей территории: отец, находящийся на работе или в командировках.
Такой папа имеет как положительное воздействие на ребенка, так и отрицательное.
Положительное заключается в том, что | Отрицательное воздействие заключается в том, что |
Папа - пользуется авторитетом в семье, важный человек в существовании всей семьи | Дела семьи у папы-труженика на втором плане |
На него можно рассчитывать, он создает ощущение защищенности особенно в материальном плане | Папа редко находиться дома, поэтому к нему семья и в частности ребенок относиться как к дорогому гостю, которого не стоит расстраивать и беспокоить по мелочам |
Такой папа личным примером формирует профессиональную ориентацию у детей | Так как отсутствует регулярное общение с семьей, то ребенок не чувствует внимания и любви, поэтому страдает его самоуважение. |
Рекомендации психологов отцам-труженикам: если вы вынуждены отсутствовать или уезжать по работе, то чаще звоните ребенку, рассказывайте о своих делах и интересуйтесь его проблемами и времяпровождением, не позволяйте ребенку отдаляться от вас. Используйте максимально эффективно выходные и праздничные дни для общения с детьми и интересных занятий. Можно время от времени брать ребенка к себе на работу, пуская его в свой «заветный» мир.
Следующий тип отца:Отец на дистанции (34%) – этот тип делится на два подтипа: папы, не живущие с семьей и папы, живущие в семье.
Первый подтип: папы, не живущие с семьей - это папы «выходного дня», к сожалению, отсутствие общих впечатлений и совместно пережитых событий отдаляют отца и ребенка друг от друга.
Рекомендации психологов: таким папам необходимо стараться несмотря ни на что общаться со своими детьми, даже в тех случаях, если общение совсем не клеится, необходимо наладить контакт с бывшей супругой и больше говорить с ней о ваших детях, интересоваться их потребностями, тогда супруга заложит в сознание детей не обиду на Вас, а благодарность за поддержку.
Второй подтип: папы на дистанции, живущие в семье. Для таких пап характерно то, что по приходу с работы, они погружаются в свой мир - у монитора компьютера или на диван у телевизора и «пропадают» для семьи. При этом страдает достоинство ребенка, ведь отец наглядно демонстрирует, что телевизор и прочие развлечения для него важнее собственного сына или дочери. В результате ребенок вырастает с пассивным отношением к жизни.
Психологи утверждают, важно не количество совместно проведенного времени, а качество. Посвятите ребенку хотя бы 15-20 минут своего времени. Играйте, читайте, просто поговорите с ним - поверьте, для ребенка это будут бесценные минуты общения с папой.
Другим типом отца является «Отец-ребенок»
Появление типа «Отец-ребенок» социологи связывают с ситуацией, которая возникла в послевоенные годы, когда мужское население было малочисленным, и сами женщины из поколения в поколения передавали не совсем верные методы воспитания сыновей и опекали своих мужчин.
Тип «Отец – ребенок» имеет место и в нашей современной жизни. Так считают 11% детей. Такой папа не имеет авторитета, право первого голоса закреплено за мамой, а папа, по сути, является еще одним ребенком, которого надо опекать и подсказывать ему, что и как делать. Поэтому отец не может стать должной опорой для своих детей. Данная модель семьи – негативный пример для формирования личности ребенка, особенно будущего мужчины.
Следующий тип отца мы условно назвали «Суперотец или старший товарищ».
Такой папа принимает активное участие в воспитании своих детей | |
Он легко организует быт и досуг семьи | |
Такой папа с одной стороны любит своего ребенка, но с другой стороны предъявляет к нему требования | |
Личным примером учит быть самостоятельным, активным, ответственным | |
Такому папе не надо меняться, это идеальный образ отца. И такое мнение имеют 14% от общего числа опрошенных детей.
Какие же проблемы выявило социологическое исследование «Портрет отца глазами детей»?
В опросе приняли участие респонденты, живущие в разных условиях. И если проанализировать ответы детей, то около 20% из них на вопросы об отце отвечали нейтрально или отрицательно.
Около 10% участников опроса обделены мужским воспитанием и общением. Дети в принципе лишены всякого воздействия со стороны отца, что может в будущем повлечь за собой различные проблемы: неумение устанавливать взаимоотношения с противоположным полом, неуверенное поведение у девочек, женоподобные черты характера у мальчиков.
От 9% до 16 % детей разных возрастов категорически не хотят быть похожим на своего папу. Это свидетельствует о том, что ребенок не доверяет родному, близкому человеку, отец по каким - то причинам, не имеет авторитета в глазах ребенка. Этот авторитет подрастающий человек будет искать у чужих людей - в компаниях, на улице.
Половина опрошенных детей (48%) отметили, что их папы не всегда имеют время и желание для общения с ними.
Анализ исследования показал, что самочувствие ребенка зависит от атмосферы, которая царит в семье. Мы не ставили своей целью выявить, какие проблемы существуют в семьях. Но достаточно большой процент детей, проявив инициативу, сами отмечали, что их больше всего тревожат ссоры между родителями. Психологи отмечают, что по шкале стресса распад семьи, развод для ребенка приравнивается к самому высокому показателю. Ребенок испытывает то же самое, как при потери (смерти) одного из родителей, это когда весь мир рушится.
Родители – главные люди, от которых зависит жизнь и благополучие каждого ребенка. Материнская и отцовская любовь отличаются и взаимодополняют друг друга.
Если мать любит своего ребенка по факту его рождения, принимает его без каких-либо условий. То любовь отца надо заслужить, она служит наградой за успехи и победы ребенка. Если мама воспитывает в ребенке чувственность, учит гибкости, мудрости и терпению, то папа проторяет путь к человеческому обществу, он является источником познаний об окружающем мире. Именно отец учит ребенка целеустремленности и упорству.
Психологи утверждают, что дети, которые чувствуют любовь и поддержку со стороны отца, добиваются в учебе и вообще в жизни больших успехов, умеют ставить четкие цели и воплощать их в жизнь. Поэтому каждому человеку необходима любовь обоих родителей: и матери, и отца.
Древнегреческий философ Диоген Синопский сказал: «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу».
И с этими словами трудно не согласиться!
3