«Групповые формы работы в начальной школе».
Выступление учителя начальных классов Митиной Людмилы Валерьевны
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников различен, а в целом он далёк от желаемого.
Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой
изменения целей современного образования, изменение всех составляющих
методической системы учителя.
В контексте предполагаемой концепции универсальных учебных действий
коммуникация рассматривается не как обмен информацией, а как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов до организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений.
Содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы развития и становления личности.
Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками.
Групповая работа является одной из самых продуктивных форм организации
учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
Дать каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.
Дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
Дать каждому ребёнку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование).
Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научатся весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, связанные с различиями в их потребностях и интересах, учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных позиций у разных людей для оценки одного и того же предмета.
Дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Это служит показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.
Для групповой работы можно использовать время на уроках, а также и проектные задания, специальные тренинговые занятия.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии, обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
Общие правила организации групповой работы :
1.Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному, до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи. Без проработки всех этих ритуалов взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
2.Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать её образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия. Например: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?». Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам перед тем, как они начнут работать в группах. Например:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их ещё не было в классе. Две-три сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно сделать на куклах или с кем-то из взрослых).
Во-первых, это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!»
(с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: «Так общаться смешно и глупо» - и легко выводит конструктивное правило: «Свое мнение надо не навязывать, а доказывать». Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всём уверен, не интересуется ничьим мнением и всё делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение».
4.Как соединять детей в группы? С учётом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнёр. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы. По возможности лучше не объединять с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
5.Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках,(но один на один с ребёнком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
6.Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится постепенно, не с первого дня групповой работы, общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
7. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнёрами. Однако и здесь возможен строго индивидуальный подход. Например, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения).
8. При оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
9.Нельзя занимать работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.
10.Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы.
Дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбуждёнными выкриками, с разговорами в полный голос. В классе полезен «шумомер»-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
11.Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным порицанием обидчику будет отказ партнёра сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
12.Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четвёрками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
13.Во время групповой работы учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Возможны такие разновидности групповых форм, как групповой опрос, групповая дискуссия, групповой отчёт, общественный смотр знаний и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-путешествие).
Групповой опрос
Проводится для повторения и закрепления материала после завершения
Определённого раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведётся во всех группах одновременно. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу.
Групповая дискуссия
Это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Групповая дискуссия даёт ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
В системе различных форм познавательной групповой деятельности
Общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации важно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Учитель составляет заранее перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить. Учитель в период подготовки работает с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так, чтобы видны были доска и класс. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, решения задач, заданий на смекалку). Часть учеников выполняют работу у доски, часть – сидя за партами, часть отвечают с места. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с места могут дополнить и уточнить его. Жюри, если сочтёт нужным, может задать вопросы отвечающему. В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Результаты зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.
Организацию групповой работы начинаем с первого школьного дня с
работы в парах. Главным становится выработка умения договориться,
умения общаться. Для выявления уровня сформированности действий
в процессе организации и осуществления сотрудничества детям было предложено задание «Рукавички». Детям, сидящими за одной партой, было предложено по одному изображению рукавички. Ученики должны
придумать узор, но сначала им нужно договориться между собой, ка-
кой узор они будут рисовать.
Критерии оценивания
- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени
сходства узоров на рукавичках.
- Умение детей договориться, приходить к общему решению, умение
убеждать, аргументировать.
- Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Замечают
отступления от замысла, как на них реагируют.
- Взаимопомощь по ходу рисования.
- Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное
( работают с удовольствием и интересом), нейтральное (в силу необхо-
димости) или отрицательное (игнорируют, ссорятся).
Учащиеся моего класса выполнили задание на высоком уровне, дети
активно обсуждали возможный вариант узора, пришли к согласию
относительно способа раскрашивания рукавичек, они были украшены
похожим узором. Только одна пара показала невысокий уровень, когда
дети не смогли договориться. Это говорит о том, что учитель должен
помочь детям наладить контакт, и подумать в какой группе будут работать эти ученики.
Групповые формы работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.