СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группы прав граждан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Группы прав граждан»

Вариант 1

  1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

2. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на защиту чести и достоинства

2) право на отдых

3) право на выбор любой религии или атеизма

4) право на свободу экономической деятельности

5) право частной собственности

6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

3. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защищать Отечество

2) избирать и быть избранным

3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой

4) проводить шествия и пикетирования

5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности

6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы

4. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную неприкосновенность

5. Что из перечисленного относится к группе культурных свобод и прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода творчества

2) участие в культурной жизни

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) сохранение природы и окружающей среды

5) доступ к культурным ценностям

6. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».

2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.

1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?

2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?

В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

7. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».

2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место заботы о сохранении исторического и культурного наследия в нем. Составьте рассказ о видах заботы о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план:

1) Каким образом Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия? Для чего Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия?

2) О каком памятнике культуры или истории Вы могли бы позаботиться или заботились?

В чём Вы видите пользу такой деятельности для себя и своих сверстников?

8. Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) право на владение собственностью

Б) право на демонстрации, митинги

В) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Г) право избирать и быть избранным

Д) право на жизнь

1) гражданские (личные) права

2) политические права

3) социально-экономические права

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах и обязанностях человека и гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.

Конституция РФ; конституционные обязанности; конституционные права; гражданские (личные) права; политические права; культурные права.

10. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях гражданина РФ?

А. Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Б. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



























Вариант 2

  1. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплата налогов

2) сохранение природы и окружающей среды

3) получение высшего образования

4) заключение брака

5) исповедование определённой религии

6) забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях

2. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на охрану здоровья

2) право избирать и быть избранным

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) гарантии судебной защиты

5) право выбирать язык общения

3. Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на доступ к любым государственным должностям

2) право избирать и быть избранным

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на свободу и личную неприкосновенность

5) право обращаться в органы государственной власти

4. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в отправлении правосудия

2) право на жизнь

3) право на защиту своей чести и доброго имени

4) право быть избранным в органы государственной власти

5) право на тайну переписки, телефонных переговоров

5. Что из перечисленного ниже относится к культурным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

1) право беспрепятственного въезда в страну

2) право на доступ к культурным ценностям

3) право на личную тайну

4) право определять и указывать свою национальную принадлежность

5) право на свободу творчества

6. В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».

2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:

1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?

2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?

В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?

7. В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на пользование родным языком».

2. Составьте рассказ о языках, помимо родного, на которых Вы общаетесь, которые Вы учите или используете для творчества, используя следующий план:

1) Какими языками Вы владеете или учите, помимо родного? Для чего Вы учите другие языки или где используете неродной Вам язык, которым владеете?

2) В каких видах общественно полезной деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали, используя неродной Вам язык? В чём Вы видите пользу изучения или владения другим, помимо родного, языком для себя и своих сверстников?

8. Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВ

КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) право на жизнь

Б) право избирать и быть избранным

В) право на управление делами государства

Г) право на свободу и личную неприкосновенность

Д) право на честь и достоинство

1) гражданские (личные)

2) политические

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об обязанностях гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.

Конституция РФ, правовой статус гражданина, права и свободы человека и гражданина, обязанности гражданина РФ, защита Отечества, нравственное чувство.

10. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



























Вариант 3


  1. Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) православное вероисповедание

2) уплата налогов и сборов

3) участие в выборах органов государственной власти

4) получение высшего образования

5) сохранение природы и окружающей среды

6) соблюдение Конституции и законов страны

2. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение по старости

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную неприкосновенность

3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на неприкосновенность частной жизни

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на жизнь

5) право на жилище

4. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) распоряжение своими способностями к труду

2) социальное обеспечение по возрасту

3) забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях

4) уплата установленных налогов и сборов

5) защита Отечества

5. Какие из перечисленных ниже прав относятся к личным правам и свободам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на жизнь

2) право на личную неприкосновенность

3) право свободно искать и распространять информацию любым законным способом

4) право частной собственности

5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6. В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».

2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место деятельности по заботе об окружающей среде в нём. Составьте рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде, используя следующий план.

1) Как Вы заботитесь об окружающей среде? Для чего Вы это делаете?

2) В каких видах деятельности по заботе об окружающей среде Вы могли бы участвовать или участвовали?

В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

7. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям».

2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место участия в культурной жизни в нём. Составьте рассказ о своем участии в культурной жизни, используя следующий план:

1) Каким образом Вы участвуете в культурной жизни? Для чего Вы участвуете в культурной жизни?

2) Какие учреждения культуры Вы могли бы посетить или посетили?

В чём Вы видите пользу посещения учреждений культуры для себя и своих сверстников?

8. Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ ПРАВ

КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) право быть собственником

Б) право наследовать имущество

В) право на труд

Г) право на свободу творчества

Д) право на участие в культурной жизни

1) экономические и социальные права

2) культурные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о конституционных правах и свободах граждан РФ, используя все приведённые ниже понятия.

Конституция РФ, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ, государство, всеобщий неотчуждаемый характер прав, защита Отечества.

10. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам человека.

Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны