Конспект и презентация урока
по литературному чтению
3 класс
И.А. Крылов. Басня
«Ворона и Лисица»

Выполнила учитель начальных классов МБОУ «СОШ – ДС № 37 г.» Симферополя Республики Крым Блохина Л.А.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица», научить находить мораль-поучение в басне,
- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
- дать образец выразительного чтения басни.
Планируемые результаты:
Предметные – различать в басне изображённые события и замаскированный скрытый смысл; определять тему и главную мысль произведения, участвовать в обсуждении прочитанного; читать выразительно, понимать содержание; определять особенности басни, выделять мораль, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Метапредметные – извлечение необходимой информации из текста; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные – воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе изучаемых произведений великих русских классиков; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития, восприятие литературного произведения как особого вида искусства.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть, предметные картинки «Звери и птицы – герои басни», карточки с пословицами и скороговоркой, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Речевая разминка.
( Дети работают с карточками, на которых записана скороговорка)
Осип орет, Архип не отстает
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
- Что высмеивает народ этой скороговоркой?
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
( Чтение басни «Зеркало и Обезьяна», 3 ученика)
- Какие строчки басни стали крылатым выражением?
(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)
- Как вы понимаете эти слова?
- В ком легче найти недостатки: в себе или других?
- Что (какой порок ) И.А. Крылов высмеивает в своей басне?
Самоопределение к деятельности.
Беседа.
(на доске портрет И.А. Крылова)
- Кто изображён на портрете?
- В каком жанре писал Крылов? Что такое басня?
(Слайд 1)

Работа с предметными картинками.
( Прослушивание аудиозаписи с криком вороны.)
- Крик какой птицы вы услышали?
(Изображение птицы вывешиваю на доску)
- Узнайте зверя по описанию: это хищник с рыжей шерстью из семейства псовых, живёт в норах. В сказках часто обманывает других героев. (Лиса)
(Изображение лисы помещаю на доску)
Формулирование темы и целей урока.
- Образуйте родственное слово при помощи суффикса – иц – от слова «лиса». Сформулируйте с опорой на портрет баснописца и предметных картинок тему и цели урока.
Работа по теме урока.
Первичное знакомство с басней.
- Назовите отличительные признаки басни.
(Дети отвечают с опорой на слайд 2)
Слайд 2.

Выразительное чтение басни наизусть учителем.
2) Восприятие прослушанной басни.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
Физминутка.
- Побываем в лесу, где живут наши герои. Изобразим ворону- (машут крыльями). Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.
3) Словарная работа
- Какие слова вам встретились впервые?
-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.
- Найдите эти слова в словариках, на слайдах.
Слайд 3.

Слайд 4

4) Чтение басни учащимися
-Кто хотел бы прочитать басню вслух?
(Читают 3 ученика, обращаю внимание на выразительность)
5) Беседа.
Работа с текстом басни.
- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) Слайд
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? ( Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
6) Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы.
1. Лестью и душу вынимают.
2. Ласкатель – тот же злодей.
3. Лесть без зубов, а с костьми ест.
4. Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
- От чего предостерегают пословицы? Кому сочувствуют –льстецу или жертве лести? Применимы ли они в качестве морали к басне «Ворона и Лисица» ?
Рефлексия.
Слайд 5.

VI. Итог урока
- Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.
- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
- В чем сила басен И.А. Крылова?
Вот и подошел к концу наш урок
Оценки (комментарии учащихся
Домашнее задание
Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть;
нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.