СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И помнит мир спасенный . Стихотворения о Великой Отечественной войне».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы запланирован и проведен в рамках празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
««И помнит мир спасенный . Стихотворения о Великой Отечественной войне».»

Урок литературы в 7 классе по теме

«И помнит мир спасенный . Стихотворения о Великой Отечественной войне».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне

Задачи урока:

  • Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.

  • Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

  • Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Частично-поисковый

Проблемный

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная

Приёмы деятельности учителя: организация: проблемно-поисковой работы учащихся, самостоятельной работы учащихся, оценка работы, рефлексия

Используемая технология: ИКТ

Ожидаемый результат урока:

Учащиеся должны

знать: особенности лирики о Великой Отечественной войне военного и послевоенного периода; понимать: значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество; уметь: различать лирику военного и послевоенного периода по мотивам, настроению и чувствам лирического героя.

Оборудование: ноутбук, колонки, компьютер, презентация к уроку, проблемный вопрос: «Помнит ли мир спасённый?», песня «Журавли», распечатанные стихотворения для анализа. 

Ход урока (45 минут)

Структурный компонент

Время (мин.)

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент Задача: создание мотивации к действиям на уроке

4 мин.

- Здравствуйте, ребята! От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров.


-Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом -трое суток, самолетом - четыре часа, а пешком перебежками по-пластунски под градом осколков и пуль- четыре долгих года, а у кого-то меньше, потому что не дошли…

А откуда мы узнаем о войне) (слайд 1).

-Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: "Ни шагу назад, за нами Москва!"Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. -Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.


Мы можем об этом забыть? Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. А что не дает нам забыть об этом(вывожу разговор на литературу, поэзию (слайд 2)


- в рамках урока мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в РЛ.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы записывают тему урока.

2.Актуализация знаний

3.Подготовка к изучению новой темы 

Задача: прочитать два стихотворения (военного и послевоенного периода), дать возможность самостоятельно определить особенности стихотворений данных периодов

10мин.

Раздаю распечатанные стихотворения «В землянке» А. Суркова и «Я знаю…» А. Твардовского. Предлагаю прочитать два стихотворения. 

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

1942

Задаю вопросы:

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете. Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

(Читаю наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

1966

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Корректирую при необходимости итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Учащиеся читают стихотворение (по желанию)

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы и слушают учителя.

4.Формирование новых знаний Задача: дать представление о лирике военного и послевоенного периода, об особенности каждого периода














5мин.

Вся лирика о Великой отечественной войне делится на военную и послевоенную. Обратимся к таблице (слайд 3)

Учащиеся слушают

Учащиеся ещё раз перечитывают стихи, находят особенности военной и послевоенной лирики, подчёркивают слова, средства образной выразительности.

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами

Раздаю учащимся готовые таблицы и прошу ещё раз обратиться к стихотворениям Суркова (1942 год)  (слайд 4). и Твардовского (1966 год).  (слайд 5).

- Найдите особенности лирики военной и послевоенной и основные мотивы стихотворений.

- Корректирую высказывания учащихся (если понадобится коррекция).

Особенности военной (землянка, форме настоящего времени: вьётся, поёт) и послевоенной лирики (другие не пришли с войны – прошедшее время глаголов. Остались там, мог, но не сумел сберечь).

Мотив веры в любимую (тепло от негасимой любви), мотив вины за то, что вернулись не все. Молодцы!(словесно поощряю работу учащихся)  


5.Применение новых знаний Задача: проверить домашнее задание– выразительное чтение стихотворений о войне наизусть, проанализировать данные стихотворения, применяя новые знания.

20 мин.

- А сейчас, когда мы знаем особенности лирики военного и послевоенного периодов, я вас попрошу выразительно рассказать стихотворения и отрывки из стихотворений, которые вы учили дома. А также с опорой на таблицу попытаться самостоятельно проанализировать прочитанные вами произведения.

Читаю стихотворение «Варварство» М. Джалиля. (слайд6).

Предлагаю порассуждать на тему «Что нужно помнить »

(слайд 7).

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

И помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой,

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

1953

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи» написано после войны. Лирический герой чувствует вину перед матерями молодых парней, не вернувшихся с войны.

- Это стихотворение, как и многие произведения военной лирики, стало песней. Я предлагаю вам послушать песню «Москвичи» и особенно обратить внимание на заключительные строчки, которые в рассказанном отрыве не прозвучали (включаю песню) (слайд 11)

Дети читают стихи (2-3) , подготовленные заранее по желанию, анализируют их. Слушают друг друга и учителя. Отвечают на вопросы, приходят к выводу, что нужно помнить о зверствах фашизма и о мужестве солдат, которые его победили

6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание Задача: проверить усвоение темы, оценить работу учащихся,

Получить ответ на проблемный вопрос: «Помнит ли мир спасённый?» - Помним ли мы и надо ли помнить?

Дать инструкцию по выполнению домашнего задания: сочинение-рассуждение «Нужны ли Часы Мужества на уроках литературы сегодня»?

6 мин.

- И помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой – Эти строчки являются очень важными для понимания смысла нашего урока(открываю запись этих строчек на доске).

- А вы, ребята, как думаете, помнит ли мир спасённый о тех, кто погиб, чтобы жили мы? (слайд 12) Прежде чем я услышу ваши рассуждения. Хочу показать вам несколько видеофрагментов. Думаю, вы поймёте, почему я решила вам именно это показать (включаю видеофрагменты).

- да, ребята, мир спасённый, это мир, в котором мы с вами живём. С одной стороны – это мир, в котором весело играют дети, утром спешат на работу, а вечером с работы – взрослые, учёные совершают великие открытия и несут мирную службу пограничники, мир, где в космических кораблях устремляются к непознанному космонавты…

Но есть и другой мир, тоже спасённый теми, кто не вернулся с войны, и сегодня представители этого мира, к огромному всеобщему стыду, устраивают акты вандализма у Вечного Огня, оскверняют церкви и памятники и живут по лжезаконам лжепатриотов, которые пропагандируют сегодня идеи фашизма. Сегодня это происходит в братской нам стране Украине, и это страшно.

- Так что же, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы «Мир спасённый» всё-таки помнил?

Нужно читать лирику о войне, так как значение её в воспитании патриотических чувств огромно.

Словесно поощряю ответы учащихся.

Песня «Журавли» в исполнении вокальной группы 7 класса . (слайд 13)

Запишем домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Помнит ли мир спасенный»?

(слайд 14) Спасибо всем за работу на уроке!

Учащиеся просматривают видео и отвечают на проблемный вопрос. Слушают песню «Журавли» в исполнении вокальной группы 7 класса

Учащиеся отвечают

Учащиеся ставят оценки, записывают домашнее задание.

 

 























РАБОЧИЙ ЛИСТ к уроку по ТЕМЕ: И помнит мир спасенный…




А. Сурков «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви





А. Твардовский «Я знаю»


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...











ПОЭЗИЯ (ЛИРИКА) о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Винокуров МОСКВИЧИ

Военная (1941 – 1945)

Послевоенная (1945 - наши дни)


Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного.

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать


Глаголы настоящего времени


Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.


Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами


Глаголы прошедшего времени


В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

И помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой,

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.