1группа .Исследовательская работа с текстом "Воробей" Формирование собственной позиции Задание: Проследить, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки, птенца и старого воробья. Выписать ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. 1 ученик: Собака Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась. Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес. 2 ученик: Молодой воробей С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки. 3 ученик: Старый черногрудый воробей Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. - Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки? - Почему рассказчик называет птенца детищем? - Какие эпитеты обычно можно встретить рядом со словом детище! - Как описаны действия старого воробья? - Как реагирует Трезор на происходящее? Найдите в тексте слово, передающее чувства автора. - Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе "Воробей?" Найдите предложение, являющееся смысловым центром повествования. С помощью какого приёма автор подчёркивает смысл фразы? - Почему автор назвал воробья «героической птицей»? -Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»? - Что заставило воробья жертвовать собой? - Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор? - О какой любви здесь идет речь? (родительской, материнской) - Какое ключевое слово, характеризующее любовь, мы запишем в круг? (самопожертвование) 2 группа Стихотворение “Два богача”. – О чем говорится в стихотворении? (Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши). – Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме? (В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие). – Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении? (Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души). – Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”). Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли к выводу, что в нем раскрывается любовь – доброта, любовь к обездоленным. |