Тема : Анализ произведения И.С.Тургенева "Бирюк"
Цели : 1). Ознакомить учащихся с проблематикой рассказа "Бирюк".
2). Ознакомить с понятием конфликта.
Оборудование: Портрет писателя , книга Тургенева "Записки охотника", словари, презентация.
Эпиграфы к уроку
" В своих рассказах автор "зашел к народу" с такой стороны, с которой до него к нему никто не заходил" (Г.Белинский)
"Чем была бы природа без нас - чем были бы мы без природы? И то и другое - немыслимо!" (И.С.Тургенев.)
Ход урока
1. Орг. момент. Объявление темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не сможет" - Эти слова принадлежат очень интересному и плодотворному писателю русской литературы И.С.Тургеневу. Сегодня мы продолжим изучать его рассказ из цикла "Записки охотника."
-Ребята , какой рассказ мы закончили изучать с вами на прошлом уроке?
-"Бежин луг"
- О чем этот рассказ? ( ответы детей )
-И ещё этот рассказ , ребята, о взаимодействии природы и человека
Важнейшее значение этого рассказа в том, что Тургенев первым ввел в литературу образ крестьянского мальчика. Он показал читателям живых детей: храбрых и трусливых, суеверных и пытливых, которые с детства совершенно предоставлены самим себе.
-Завершим мы изучение этого рассказа стихотворением "Летний вечер".
(Читает ученица).
Летний вечер.
За лесами солнышко уж село.
На краю далёком неба зорька заалела:
но и та потухла.
Топот в поле раздаётся.
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
3. Изучение и анализ рассказа " Бирюк ".
Показываю презентацию
Создавая "Записки охотника" , Тургенев хотел показать душу русского крестьянина, его ум, доброту, стремление к правде. Главный герой этих рассказов -охотник, который бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы, наблюдает за природой.
"Бирюк" - один из немногих рассказов "Записок охотника", в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использовал приём замещения. Олицетворением помещика является Бирюк. наделённый некоторой долей ненавистной для мужика власти.
- Для обсуждения этого рассказа давайте составим план анализа рассказа.
а) Пейзаж.
б ) Интерьер.
в ) Образ бирюка.
г) Конфликт.
д) Основная идея.
А). Анализ пейзажа. ( В словарях. Пейзаж - рисунок, изображающий природу ).
Ребята, обратите внимание на эпиграф, который написан на доске. Тургенев рано полюбил природу. Он часто убегал из дому, потому что за любой проступок мать жестоко наказывала сына. Она была очень властной женщиной. Отдыхал Ваня от личных перемен материнского настроения то в саду, то на берегу реки. Он умел смотреть и слушать природу. А потом, когда он повзрослел, полюбил охоту и стал много путешествовать. Именно в этих скитаниях в нем зрело чувство живой связи с родной землей.
Рассказ "Бирюк" начинается с описания леса и надвигающейся грозы.
-Давайте найдем и прочитаем это место .
( дети находят и читают).
- С помощью каких художественных средств автор показывает нам переход душного вечера в грозовую ночь?
эпитеты - лиловая туча, серые облака, сухой ручей, душный жар.
метафоры - гроза надвигалась, капли дождя застучали, ракиты зашевелились, гроза разразилась.
Этими художественными средствами автор как бы одушевляет лес.
- Какой герой появляется вдруг при блеске молнии?
- Бирюк. ( В словарях. Бирюк - нелюдимый, одинокий человек ).
- А как вы думаете, почему?
- Автор этим хотел показать его высокую, мускулистую фигуру, звучный голос, его силу. И это всё он показывает в сравнении с грозой.
Б). Анализ интерьера. ( В словарях. Интерьер - внутренняя обстановка дома .
- Бирюк приводит охотника в свою избу. Найдите место, где описывается изба лесника.
(дети находят и читают).
-С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
-Не весело войти ночью в мужицкую избу.
-О чем это говорит?
- Это говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную картину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
-После знакомства Бирюка и рассказчика, изба показалась охотнику еще печальнее. Почему?
-Бирюк рассказал свою историю. Жена ушла, оставив двоих детей. и кроме хлеба у них нечего было есть. Все это настраивает на жалость к Бирюку.
В). Анализ образа Бирюка и мужика.
Охотник признается, что редко ему случалось видеть такого молодца.
-Найдите его описание в рассказе. ( дети находят и читают ).
Но в рассказе для создания характеристики героя, автор использует высказывания о нем мужиков.
Давайте послушаем. (читает ученик).
Г) Конфликт. (В словарях. Конфликт - серьёзное разногласие ).
Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком- вором.
-В чем причина конфликта?
-Как меняется мужик в кульминационной сцене? (читает ученик).
-Кто из героев, на ваш взгляд, прав?
-Наверное, Бирюк, потому что, несмотря на то, что он так же беден, как и мужик, он не может ни воровать, ни брать взятки.
-Почему Бирюк отпустил мужика?
-Бирюк отпускает мужика не из-за страха перед угрозами , а из сочувствия к нему.
Д)Какова основная идея этого произведения?
Бирюк - образ трагический: он человек честный, суровый, но все же чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование.
Автор достоверно передаёт душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.
!\/. Подведение итогов урока.
- Вам понравился рассказ Тургенева " Бирюк " ?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ ?
Д/ задание. Прочитать рассказ " Два помещика ".