МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

«Я гражданин России»
Подгурская Людмила Анатольевна,
учитель обществознания
МБОУ СОШ №7, г. Ноябрьск
e-mail: [email protected]
«Я гражданин России»
подпрограмма формирования духовно-нравственного, экологического развития и воспитания, социализации обучающихся
I. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое обеспечение подпрограммы
Подрограмма «Я - гражданин России» разработана на основании:
Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Конвенции о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Устава МБОУ СОШ №7;
иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, города Ноябрьска и МБОУ СОШ №7.
Актуальность подпрограммы заключается в том, что выявленная проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы касается не только отдельно взятой школы, но и проблем социума в целом. Только совместные усилия школы и семьи, целенаправленная работа в области патриотического воспитания подрастающего поколения, помогут в воспитании полноправного, активного гражданина своего общества, способного реализовать себя в будущем на благо Родины.
Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному, экологическому развитию, воспитанию и социализации обучающихся рассчитана на весь учебный год по направлениям:
мониторинг уровня воспитанности и нравственных качеств учащихся;
просветительская деятельность с участниками образовательного процесса;
практическая работа с учащимися и их родителями (внеурочная деятельность);
повышение педагогической компетентности учителей и родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания.
Подпрограмма направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подростков, охрану их прав.
1.2. Основная цель подпрограммы на уровне основного общего образования: формирование условий для духовно-нравственного развития и воспитания, гражданского становления и успешной социализации подростков; создание условий для развития творческой личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; повышения статуса семьи в современном обществе.
1.3. Основные задачи подпрограммы:
обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
обеспечение готовности обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда; формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на уровне среднего общего образования;
формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
2. Содержание, виды деятельности и формы занятий подпрограммы
2. 1. Формы и методы реализации подпрограммы:
внеурочная деятельность; групповые занятия с учащимися, педагогами и родителями; классные часы; занятия по дополнительному образованию и факультативные занятия с учащимися по духовно-нравственному направлению; мониторинг; анкетирование; диспуты и брифинги; интеллектуальные игры, акции и беседы и т.п.
2.2. Основные направления деятельности подпрограммы.
Комплекс школьных программных мероприятий предусматривает охват духовно-нравственным и патриотическим воспитанием учащихся основного общего образования. При этом главный акцент делается на совместную воспитательную деятельность семьи и школы, вовлечение детей и подростков в систему дополнительного образования, внеклассные и общешкольные мероприятия.
Совершенствование процесса патриотического воспитания в школе.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
повышение качественного уровня воспитательных мероприятий по патриотизму;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности на факультативных курсах и при реализации программ ДО;
обеспечение взаимодействия на всех уровнях программы работы с семьей и внешкольными организациями;
совершенствование системы подготовки и обучения педагогических работников в области патриотического воспитания;
повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем формирования нормативно-правовой базы школы и регулирования процессов, протекающих в системе воспитательной работы с детьми.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается: разработка и пополнение методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности учащихся, формирования в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и историческому наследию своей страны и малой родины;
Координация деятельности школы и общественных организаций, внешкольных учреждений воспитательной направленности:
Активизация участия учреждений культуры города в совместной творческой работе с учащимися по формированию их активной гражданской позиции, патриотического мышления; и развитие активных форм взаимодействия с МБУК Музейным ресурсным Центром г. Ноябрьска, Интеллект центром, городскими детскими организациями по формированию духовно-нравственного и патриотического сознания учащихся;
Создание условий для участия творческих объединений школы, детской общественной организации «Колорит», волонтерской организации «Гормония»» в совместной работе с внешкольными организациями города по профориентационному направлению учащихся.
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:
создание условий для более широкого участия школьников и педагогов в конкурсах различного уровня по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, стимулирование участников конкурсных программ, обеспечение им рекламной поддержки и содействия через школьные, поселковые, городские СМИ;
Задачи в области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания учащихся и внедрение его в практику работы с детьми.
обеспечение педагогических работников и учащихся доступа к информационным ресурсам школы, библиотеки, музея для подготовки материалов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
пополнение библиотечного фонда школы в данном направлении;
создание методической копилки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников на базе каждого класса и на уровне методического объединения классных руководителей и учителей предметников ;
проведение различных форм педагогической деятельности (ППС, педсоветы, «круглые столы», совещания, семинары, лектории, веб-семинары и другие мероприятия) для повышения квалификационного уровня учителей и педагогической культуры родителей в области духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
В целях регламентации использования государственных символов РФ и символов ЯНАО в патриотическом воспитании предусматривается:
издание буклетов, рекомендаций по использованию государственных символов РФ и ЯНАО (с разъяснениями) для учащихся;
участие в городских, окружных творческих конкурсах по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием государственной символики РФ и символики ЯНАО;
использование при проведении торжественных мероприятий в школе символики РФ, символики ЯНАО;
контроль за изучением, использованием и хранением государственной символики РФ и ЯНАО на уроках предметного цикла, в системе ДО, при проведении внеклассных и общешкольных мероприятий.
Создание системы воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению включает в себя следующие важные компоненты патриотизма, которые необходимо учитывать при реализации школьной программы «Я гражданин России»:
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма: его формирование прежде всего осуществляется в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории, а также дополнительный материал, который имеется в школьном библиотечном фонде.
Когнитивно - интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя осмысление понятия патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, а также возможности внеклассной работы с учащимися. Формы такой внеклассной работы разнообразны: беседы, лекции, доклады, фольклорно- этнографические вечера и праздники, организация поисковой и краеведческой работы в школе, художественные мастерские, предметные недели и Декады, творческие и интеллектуальные викторины и игры и т.п.
Поведенческий и волевой компонент патриотизма- это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой задачи является включение учащихся в разнообразные вида практической деятельности и. Деятельность по этому направлению осуществляет школьная система дополнительного образования, призванная способствовать творческому развитию личности, формированию у школьников активной гражданской позиции.
2.3. Основные направления подпрограммы.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
2.4. Основные направления духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитании, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе- вот главные задачи этого направления.
Для реализации этих задач в воспитательной работе школы предусмотрена детская общественная организация «Колорит». Вся ее деятельность направлена на решение поставленных задач по патриотическому воспитанию, формированию любви к истории и традициям малой родины, ее наследия.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе, государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.
Для реализации этого направления в школе отлажена система спортивных мероприятий.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста.
Для реализации этой цели в школе действует детская общественная организация «Колорит», в задачи которой входит организация работы с ветеранами ВОВ, локальных воин, солдатами срочной службы, выпускниками школы. Участники детской организации являются инициаторами школьных акций «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату», «Посылка ямальскому солдату» и др. Воспитание действенных форм патриотизма, личный пример являются для всех участников образовательного процесса приоритетными задачами в развитии и становлении стабильного общества.
Героико-патриотическое. Ориентировано на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Для реализации этой задачи в школе проводятся встречи с людьми разных профессий и выпускниками школы.
Военно-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания. Направлена на формирование патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, военных традиций.
С этой целью в школе организована работа детского объединения «Защитник Отечества», проводятся военизированные эстафеты, спортивные конкурсы и турниры, встречи с курсантами военных училищ, Вахты памяти, встречи с ветеранами афганской войны. Такая работа способствует формированию активной гражданской позиции будущих воинов срочной службы.
Содержание деятельности
Мероприятия программы начального общего образования
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.