Программа
летнего оздоровительного лагеря
«Я – патриот России»
с дневным пребыванием обучающихся,
на базе МБОУ СШ №15
г.Нижневартовск
Пояснительная записка
Чтим прошлое,
Храним настоящее,
Верим в будущее.
Лагерь с дневным пребыванием детей «Я – патриот России» создается на базе МБОУ СШ №15 для оздоровительной и познавательной деятельности детей в период летних каникул. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ;
- ФЗ от 24.07.1994 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 №2688 «об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
- Закон « О образовании»
- Постановление администрации г. Нижневартовска «Об утверждении Положения о проведении смен лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска»
-- Приказ директора школы «Об открытии лагеря с дневным пребыванием на базе МБОУ СШ № 15 города Нижневартовска»
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка, это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Во исполнении Приказа Министерства образования РФ от 13.07.2001 №2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» была разработана программа летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков дневного пребывания «Я – патриот России»
направленная на:
-увеличение количества воспитанников, охваченных организационными формами отдыха и занятости;
-организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
-активное участие обучающихся, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды, развитии коммуникативных навыков в общении со сверстниками.
Данная программа является узкопрофильной, гражданско -патриотической направленности. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря – это воспитанники в возрасте 6–14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Я – патриот России» имеет гражданско- патриотическую направленность.
В силу существующих перемен, происходящих сегодня в России, становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и воспитания. Общество нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Таким образом, целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении воспитанников к разнообразному социальному опыту, создании в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия в управлении детским оздоровительным лагерем. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Я – патриот России» носит интегрированный, комплексный, практико-ориентированный характер.
При разработки программы были учтены следующие факторы:
- Социальная характеристика контингента школы;
- Проблемы профилактики детской безнадзорности и безпризорности.
- Организация работы в летнее время с детьми- сиротами , опекаемыми и детьми «группы риска»
- Социальный заказ обучающихся , родителей и педагогов школы
Цель программы:
Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины.
Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития воспитанников.
Задачи:
1.Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания воспитанников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха.
2.Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности, утверждая свои права и личную индивидуальность.
3.Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других.
4. Стимулировать интерес к истории родного края, способствовать расширению кругозора воспитанников через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми;
4. Привлечение к активным формам деятельности воспитанников «группы риска»
5.Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата обучающихся «группы риска» организационными формами занятости.
6. Формирование у воспитанников навыков общения и толерантности.
7. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья и здорового образа жизни.
8. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Принципы построения программы:
Принцип природосообразности
учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении организационных форм и видов деятельности;
Принцип успеха и поддержки
создание условий добровольности и выбора – предоставление ребенку возможности выбора форм и видов деятельности, исходя из его личных интересов и потребностей, в соответствии с собственным желанием;
Принцип сочетания
воспитательных, образовательных и оздоровительных мероприятий:
режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности,
взаимосвязь мероприятий в рамках тематического дня;
4 .Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
5. Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность обучающихся .
Реализация деятельности лагеря будет осуществляться через следующие формы и методы:
мероприятия гражданско -патриотического направления;
экскурсии;
краеведческо-историческая работа;
творческая работа;
спортивные соревнования;
практические и теоретические занятия;
музейная работа.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Я – патриот России»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
1.Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы « Я – патриот России»
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами,
внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
Познавательные дела (познавательные игры: воспитанники должны узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, морской бой, футбол и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Формы работы:
посещение краеведческого музея;
беседы;
экскурсия в музей правоохранительных органов;
экскурсия в школьный музей,
встреча с ветеранами ВОВ в музее «Ветеран»;
Формы работы:
Проведение утренней гимнастики.
Полноценное питание.
Медицинское обслуживание.
Проведение оздоровительных мероприятий (солнечные и воздушные ванны).
Проведение спортивных игр отряда.
Проведение спартакиад.
Проведение Дня Здоровья.
Проведение валеологических бесед о здоровом образе жизни.
Организация прогулок, экскурсий, походов.
Руководство спортивно – оздоровительной деятельности осуществляют воспитатели лагеря, мед. работник.
4. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
экскурсии города;
конкурсы;
викторины.
Нравственно-эстетический модуль
Формы работы:
беседы о нравственности;
Отрядный спектакль «А вот такие,мы!»
работа библиотекаря школы;
викторины, конкурсы, мероприятия.
7. Социально-психологический модуль
Формы работы:
диагностика;
тестирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
«Моя малая родина»
«Памятные даты истории России»
«Я – патриот»
«Многонациональность»
«Толерантность к людям с ОВЗ»
Условия реализации программы
1.Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Устав МБОУ СШ №15
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
Финансовое обеспечение.
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
Материально-технические условия
большой спортивный зал;
малый спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
Педагогические условия:
1. . Соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятия в кружках по интересам.
2. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
3. Организация различных видов деятельности;
4. Привлечение специалистов (педагогов) для организации КТД.
5. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
6. Создание ситуации успеха;
7. Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
8. Организация различных видов стимулирования.
Схема управления программой
Директор школы
Начальник лагеря
Воспитанники
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при МБОУ «СШ №15» с социумом.
Система контроля за реализацией программы
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием | Апрель | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Воспитатели |
5. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. | В течение смены | Зам начальника лагеря |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Ожидаемый результат
Формирование интереса к истории своей «малой родины» своему Отечеству, чувства патриотизма и любви к своему родному краю и своему Отечеству;.
Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.
Укрепление физического и психического здоровья детей.
Личностный рост участников смены.
Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.
Организация полноценного культурного досуга воспитанников.
Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.
Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Приобретение трудовых практических умений и навыков.
Проявление взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. Кострома: РЦ НИТ «Эврика- М», 1999.
Волина В.В. Праздник букваря. М.: АСТ- пресс, 1996.
Выпуски «Клуб эрудитов». № 1–5. Кострома: ММЦ.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно- творческие дела. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. М.: Рипол клас-сик, 2006.
Журнал «Воспитание школьников». 2010-2012 гг.
Журнал «Начальная школа». 2010-2012 гг.
Журнал «Школьная библиотека». 2005. № 1–2.
Капустина Ю.Е. Детям до шестнадцати вход разрешен. Яро-славль: Академия развития; Академия Холдинг; 2003.
Кугач А., Турыгина С. Школьные праздники, конкурсы, шоу- программы. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2011.
Кулаченко М.П. Веселое лето. Ростов- н/ Д: Феникс, 2008.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со-временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. Рос-
Локалова М.С. Праздник в подарок. Ярославль, 2011.
Малахова М.М., Касаткина Н.А., Еременко Н.И., Желтоно-ва Л.А. Сценарии общешкольных праздников и мероприятий. Вол-гоград: Учитель, 2006-2012.
Малые формы работы / Авт.-сост. С. Афанасьев, А. Тимонин,
Л. Тимонина. Кострома: Метод. центр «Вариант», 2005.
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2009.
Осипенко И. «Классные праздники», или Как научить школь-ников жить весело. Ярославль: Академия развития; Академия Хол-динг, 2009.332
Ох, весна! Вып. 3. Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2001.
Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. М.: Новая школа, 2011.
Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? М., 1992.
Поздравления к именинам и праздникам. М.: Рипол классик, 2008.
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Ростов- н/ Д: Феникс, 2004.
Савинова С.В., Савинов В.А. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Волгоград: Учитель, 2009.
Сергеева В.П. Планирование и организация работы от «А» до «Я». М., 2010.