МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧУРТАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
368166 РД, Новолакскийрайон,селоНовочуртах, ул. Центральная 46, тел. 8 (928) 555-63-67 эл.адресnovochurtakhsosh[email protected]
Открытый урок по литературе. А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»
Тема урока: Анализ лирического произведения «Я помню чудное мгновенье»
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
Образовательные:
углубить представление учащихся о личности и творчестве А.С.Пушкина;
развивать умение анализировать поэтический текст;
расширить знания по творчеству М.И.Глинки;
показать взаимосвязь музыки и литературы.
Развивающие:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
воспитание культуры работы в группе;
воспитание интереса к классической литературе и музыке.
Используемые технологии (методики): приём «Корзина идей», технология уровневой дифференциации и индивидуализации, интеграция с ИЗО, музыкой, элементы игровой технологии (ролевая игра), элементы исследования, ИКТ-технологии, здоровьесбережение.
Оснащение урока: учебник, презентация, аудиозапись романса М. Глинки на стихи А.С. Пушкина, раздаточный материал, выставка книг по теме.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас!
Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Постановка цели урока
Слово учителя.
Слайд 1
Вы знаете, что в школе проходит неделя русской литературы, которая посвящена 220-тилетию со дня рождения «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина, поэтому сегодняшний наш урок необычный. Мы не просто продолжим знакомиться с творчеством русского гения, а окунемся в мир его любовной лирики на примере стихотворения «Я помню чудное мгновенье...».
Актуализация знаний учащихся
Слово учителя.
Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение.
Для Пушкина любовь - одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое – возвышенное, чистое, прекрасное.
Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.
Слайд 2
Великий английский поэт Вильям Шекспир писал:
«Любовь-блеск солнечный,
Дождю идущий вслед.
Любовь всегда свежа,
Как яркий вешний цвет»
Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку.
Любовь бывает разной: счастливой или несчастной, взаимной или безответной. Но какая бы она ни была, любовь всегда пробуждала в душе Пушкина творческую энергию.
Инсценировка «Воспоминания Пушкина и Керн»
Слайд 3
Ученик в роли А. ПУШКИНА.
- Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.
Ученица в роли А. Керн.
Я воспитывалась в Тверской губернии. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. Мне выпала роль Клеопатры, я держала корзину с цветами. Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Чтение учеником в роли Пушкина стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
Слайд 4, 5
Подготовка к работе над темой урока
На предыдущем занятии мы с вам уже познакомились с этим стихотворением, а также подробно остановились на самых тяжелых, кризисных периодах жизни и творчества А. С. Пушкина.
На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение. И поможет нам в этом «Корзина идей».
Слайд 6
Прием «Корзина идей».
(Индивидуальная работа) Перед вам находится корзина, которую необходимо заполнить. Но чем? Так как перед нами стоит задача проанализировать стихотворение Пушкина «Я…», подумайте и запишите на листочки тезисно все то, что нам для этого понадобится.
(Работа в группах) Ученики обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем разногласия.
(Работа с классом) Каждая группа высказывает свое мнение по теме урока.
Пример ответов: дата написания, кому посвящено, период жизнь поэта, тема, композиция, жанр, размер, метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.
Отлично! Но прежде чем приступить, давайте вспомним последовательность анализа.
Слайд 7
Работа над анализом лирического произведения
«Я…» - одно из самых трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С. Пушкиным. Это произведение по праву входит в «Золотой фонд» русской литературы.
Слайд 8
Это стихотворение было написано поэтом в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П.Керн. Опубликовано Антоном Дельвигом, другом Пушкина по лицею, в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.
Тема, жанр и композиция стихотворения
Слайд 9
Главная тема стихотворения - описание чувства неразделенной любви. (запись в тетради)
Жанр – любовное послание.
В стихотворении есть весь спектр эмоций. Давайте попробуем проследить их и определить композицию (работа в группах).
1 группа - работа над 1,2 строфами.
2 группа - работа над 3,4 строфами.
3 группа - работа над 4,5 строфами.
У каждой группы на столе лежит таблица, которую они заполняют по ходу работы.
Строфы | Эмоции поэта | Период жизни |
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. | Первая встреча. Влюбленность | Жизнь в Петербурге. Слайд 10 |
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. | Воспоминания о любимой. Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать. |
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. | Забвение . | Южная ссылка. Слайд 11 |
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. | Жизнь без любимой. Одиночество. Уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл. |
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. | Новая встреча. Пробуждение к жизни | Ссылка в Михайловское. Слайд 12 |
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. | Торжество любви. Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги. |
(Обсуждение и запись в тетради)
Слайд 13
Композиция:
Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)
Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)
Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)
Слово учителя.
Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.
Физкультминутка
Слайд 14 + видео
Учащиеся просматривают видео, направленное на снятие нагрузки с глаз.
Слово учителя.
Слайд 15
- Ребята, а что такое, по вашему мнению, художественный мир произведения? (Ответы учащихся).
- Правильно! Это герои, пейзажи и интерьеры, изображённые в произведении. А что помогает автору создать все это? (Ответы учащихся)
- Молодцы! Это средства художественной выразительности!
Слово учителя.
Если, например, художник рисует картину с помощью красок, то писатель создаёт мир своего художественного произведения с помощью слов, используя для живописания средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты и т. д.).
- Давайте вспомним, что же это такое!
Слайд 16
Эвристическая беседа (вопрос – ответ):
Мета́фора («перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Эпи́тет («приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Олицетворение — перенесение свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
Слайд 17
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности. Команда, которая справится с заданием быстрее, получает дополнительные баллы.
(Бланк с таблицей находится в одном экземпляре у каждой группы. После выполнения, 1-2 примера записывается в тетрадь)
1 группа (метафоры) | 2 группа (эпитеты) | 3 группа (сравнения, олицетворения) |
«звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». | «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты», | как мимолетное виденье; как гений чистой красоты звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь. |
Слайд 18
Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827 г., сразу же привлекло русских музыкантов. В 1840 году, через несколько лет после трагической гибели великого поэта, только М.И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Таким образом, романс «Я помню чудное мгновенье» стал шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Послушайте этот романс.
Слайд 19
Слушание романса.
И в музыке мы чувствуем ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг. И возникает мысль: такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно.
Слайд 20
А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн — Екатерину Ермолаевну Керн.
Подведение итогов.
Слайд 21
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшие ее стороны. Тем более если это душа поэта.
Рефлексия содержания материала.
Ребята, в завершение нашего урока, предлагаю вам пройти тест и узнать, как внимательны вы были сегодня. Бланк находится у каждого на столах.
Фамилия, имя |
№ | Вопрос | Варианты ответа |
1. | В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? | 1821 1825 1826 1829 |
2. | Кому Пушкин посвятил эти стихи? | Екатерине Казамзиной Калипсо Полихрони Наталье Гончаровой Анне Керн |
3. | Какой лицейский друг Пушкина впервые опубликовал это стихотворение? | Вильгельм Кюхельбеккер Иван Пущин Антон Дельвиг Иван Малиновский |
4. | Как назывался альманах, в котором стихотворение впервые было опубликовано? | “Сын Отечества” ”Северные цветы” “Полярная звезда” “Библиотека для чтения” |
5. | Напишите, какие чувства вызвало у вас прослушивание романса М. Глинки? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ |
«Лестница успеха» Оцени свою работу на уроке по шкале от 1 до 10. |
Слово учителя.
Молодцы! Каждая работа будет проверена и оценена.
Завершается еще один урок на пути к обретению Пушкина. Хочется верить, что, познакомившись с пушкинской поэзией, вы не впустите в свои души пошлость, жестокость, неверие в красоту человеческих отношений.
На последок я бы хотела прочитать такие строки:
Любовь — источник вдохновения,
Надежды, веры и мечты,
И безграничного терпения,
И несравненной красоты!
Любовь — владычица вселенной,
Ей поклоняться каждый рад,
Она пенек цвести заставит
И превратит пустыню в сад!
Любви на свете нет прекрасней,
И прелесть в этом такова,
Что жизнь проходит не напрасно
Пока в душе цветет она...
Выставление оценок.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что значит для меня лирика Пушкина?» Слайд 22